Родители уже могут наблюдать решающие изменения в своих детях в последний год перед тем, как они пойдут в школу. Например, пяти- и шестилетние дети становятся все более независимыми в своем мышлении и независимыми от мнения тех, кто за ними ухаживает. Критическое отношение школьников по сравнению с детским садиком означает, что дети от шести до десяти лет ставят под сомнение многие вещи и нуждаются в убедительных аргументах, чтобы согласиться с предложением взрослых.
Школьники видят свою повседневную жизнь гораздо более реалистично, и они также могут все лучше и лучше контролировать свои эмоции.
Ситуации теперь интерпретируются по-разному в зависимости от предполагаемых причин - сильная ссылка на самого себя отходит на второй план в пользу более трезвого рассмотрения фактов.
Это подтверждается повышенной способностью ребенка думать и говорить и повышенным ожиданием самоэффективности. Это означает, что школьник в меньшей степени несет ответственность за свой успех или неудачу по случайности или удаче, а скорее принимает во внимание влияние своих собственных усилий и результатов или влияние сложности задания при оценке своей успеваемости. Кроме того, несколько решений можно рассматривать как причину проблемы, а точки зрения других можно рассматривать или связывать друг с другом.
Но меняется не только образ мышления детей, обсуждение со сверстниками также приобретает новое качество у школьников. Несмотря на напряженную борьбу за обязательные правила и нормы, которая часто приводит к постоянным и серьезным конфликтам, школьники ценят сообщество и сотрудничество с другими. Они хотят принадлежать к группе или быть рядом с надежными родителями, которые помогут им ориентироваться. С другой стороны, растет потребность в автономии: школьники ищут возможности расширить свою независимость и повседневную жизнь. Потребность в близости и отношениях часто противоречит стремлению к независимости. Эти амбивалентности дают представление о том, насколько бурной может быть эмоциональная ситуация школьников.
Люди, участвующие в переходе из детского сада в начальную школу, такие как родители, братья и сестры, а также учителя, должны вместе справиться с этой порой сложной для ребенка ситуацией.
Ребенку нравится его роль школьника, и он чувствует, что неизвестное положительно бросает ему вызов. Однако вначале он может быть перегружен, потому что его ждут многочисленные новые задачи. Взрослые должны внимательно сопровождать этот процесс перехода в новую фазу жизни и поддерживать в этом ребенка.
Даже если родители играют преимущественно сопровождающую роль в этом переходном процессе, некоторые вещи также изменятся для них: например, распорядок дня школьника значительно отличается от распорядка дня ребенка детского сада. Определенные задачи теперь являются обязательными, и необходимо соблюдать фиксированное время.
Родители должны представлять эти проблемы как привлекательные для своих детей и соответствующие их возрасту для шестилетних детей.
С другой стороны, если родители сами производят тревожное и стрессовое впечатление, ребенок может интерпретировать эту новую ситуацию как действительно угрожающую. С другой стороны, при наличии четкого расписания для ребенка возможен обзор: что и когда делать? Сколько времени у вас есть на выполнение определенных задач? Сколько времени у вас есть на другие дела?
В этой ситуации, незнакомой всем участникам, может оказаться полезным дневной уход в стационаре, например, в детском саду или послеполуденный уход в школах. Например, оба предлагают четкую структуру повседневной жизни, и контроль выполнения задач, и досуг рассматриваются сбалансированным образом. Однако помимо этих структур детям также нужна достаточная свобода выбора. При выборе дневного ухода важно отметить, насколько эти два аспекта сбалансированы в педагогической концепции.
Школьникам нужна помощь в составлении расписания дня, но они все больше хотят иметь возможность принимать больше решений самостоятельно. Потребность этого ребенка должна быть удовлетворена, потому что жизнь в плюралистическом обществе также требует, чтобы люди были готовы и могли принимать решения: взрослые, но также и дети, должны выбирать из множества вариантов каждый день! Послеполуденный уход в учреждении может способствовать развитию этой необходимой компетентности в принятии решений, например, с помощью специальной педагогической концепции открытой работы: дети сами решают, когда они выполняют свою работу (но не делают ли они ее!) И в какое время им нужно расслабиться. Они выбирают вид досуга, который соответствует их текущим интересам. Варианты принятия решений в четко определенных рамках повышают уверенность в принятии решений!
Кроме того, важно обращать внимание на ритм, в котором чередуются работа и отдых. Центр внешкольного или дневного ухода должен предлагать, помимо правильно выполненного задания, возможности для привлекательного и разнообразного досуга. Следует позаботиться о том, чтобы способствовать развитию ребенка как можно более целостным образом. У детей должна быть возможность познакомиться с непосредственной близостью своего центра послешкольного ухода с помощью экскурсий, воспользоваться культурными предложениями и иметь возможность активно заниматься спортом. Кроме того, необходимо расширить существующие навыки, связанные с культурой чтения и письма (грамотность, медиа-навыки).
Чем разнообразнее будет досуг, тем больше вероятность, что он будет соответствовать самым разным интересам детей школьного возраста.
Дополнительное преимущество для родителей связано с привлекательно оформленным предложением досуга в рамках дневного ухода: дети постепенно учатся самостоятельно и ответственно организовывать свой досуг. Это важный ресурс для многих родителей, которые беспокоятся о том, как их дети будут проводить послеобеденное время, когда они пойдут в среднюю школу.
Выбирая правильный дневной уход за ребенком, родители должны учитывать как этапы развития, которые можно наблюдать во время перехода из детского сада в школу, так и критерии хорошего дневного ухода. Таким образом, вы можете значительно поддержать ребенка в трудное время и сопровождать его на пути к самостоятельной и ответственной личности.