Самолёты Як-42 долгое время были основной реактивной лошадкой авиакомпании "Кубань". Краснодарские авиаторы начали эксплуатировать эти самолёты ещё в 1981 году и летали на них вплоть до прекращения деятельности "Кубани" в 2012 году. После этого большая часть Як-42, принадлежащих авиакомпании, была порезана. В итоге из всего флота "Кубани" уцелели всего два самолёта: это борт RA-42350, находящийся в Геленджике и борт RA-42541, оставшийся в аэропорту Краснодара. Именно об этом втором борте, и пойдёт речь дальше.
Самолёт с бортовым номером СССР-42541 был выпущен в 1981 году на Саратовском авиационном заводе. Это был был двадцать второй серийный Як-42, собранный на САЗе. Самолёт оснастили тремя двигателями Д-36 и салоном на 120 мест.
Осенью 1981 года самолёт поступил в краснодарский авиаотряд, который к тому моменту только начинал осваивать Як-42. Борт СССР-42541 стал предпоследним в партии из 7 самолётов, полученных авиаотрядом в 1981 году.
В 1993 году краснодарский авиаотряд превратился в "Авиационные линии Кубани". Так борт получил новую регистрацию, сменив буквы СССР на RA и новую ливрею, как и большинство ливрей российских авиаперевозчиков 90-х годов созданную на основе окраса советского "Аэрофлота". Синие линии поперёк фюзеляжа заменили на голубые, а на киле вместо флага СССР разместили логотип перевозчика. Название же авиакомпании на фюзеляже продублировали по-русски и по-английски. Так же самолёт обзавёлся новым салоном в двуклассной компоновке: 16 кресел находились в бизнес-классе, ещё 84 - в экономе.
Як-42 RA-42541 успешно летал на протяжении 30 лет и был списан в январе 2012 года. Самолёт к этому времени почти выработал ресурс: так, в 2010 году он имел налёт в 34 тысячи часов при ресурсе в 36 тысяч. Что касается авиакомпании "Кубань", то вскоре она прекратила существование - в декабре 2012 года перевозчик остановил полёты.
В промежутке между 2012 и 2014 годами самолёт лишился двигателей и какое-то время простоял в компании своих собратьев - таких же списанных Як-42. Постепенно бывшие борта "Кубани" исчезли из краснодарского аэропорта: одни самолёты пошли под нож, другие нашли новых перевозчиков.
В 2019 году борт 42541 установили на тренировочной площадке к северо-западу от ВПП 05R/23L. Так самолёт обрёл новую жизнь и стал пожарным тренажёром краснодарского аэропорта (ранее эту роль выполнял Ан-24Б RA-46298).
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Судьба самолёта: история Ан-22 СССР-09334
Пара Ту-214, Ил-18, Ми-8 и одинокий A330: аэропорт Сочи
Airbus A350: снаружи, внутри и в воздухе
Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт
Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus
Судьба самолёта: история Як-42 с ВДНХ
Что происходит в закрытом аэропорту Ататюрка?
Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани
52 года на дне моря: история B-24 Hadley's Harem