Найти тему

Кому и что должен автор кино

Те самые «синие занавески»
Те самые «синие занавески»

Этой картинкой про извечный холивар «Что хотел сказать автор» хочу начать не менее дискуссионный текст по поводу того, что кому и что должен автор

Вчера я прислала другу свою работу — этюд для киношколы — и он ответил: «Прикольно, а в чем мораль?»

Я попыталась объяснить, что морали нет, и это само по себе прекрасно.

А он начал мне задавать вопросики про режиссеров, которые снимают историю, никому непонятную. Привёл в пример «Кислоту», но я отмазалась тем, что это к смотреть бросила.

Великое наше противостояние выглядело так.

Я: Автор очень хочет рассказать понятную и крутую историю, но он делает непонятной не потому, что он такой сидит в башне из слоновой кости (часто по крайней мере). Но часто то, что у тебя в голове, не проходит проверку на понимание у внешней аудитории. И это тоже ок.

Друг: а вот то, что не проходит проверку на понимание, воообще искусство или не искусство? Или просто творчество?

Я: ну это очень теоретизированный вопрос, и я не очень понимаю, зачем его задавать. Автор, когда хочет рассказать историю, у него есть внутренний импульс. Ну и желание донести ее до аудитории. Но когда автор хочет что-то сделать, он не думает: «Черт, а я вот хочу сейчас искусством заняться или творчеством?»

Это не категории мышления снимающих и делающих культуру людей. Я полагаю.

Друг: ну вот в моем идеальном мире у художника должно быть ограничение: вызвать эмоции у людей максимально понятным способом. Но выбрать форму, которую он хочет. Те, у кого это получается, — те для меня топчик.

Например, Нойз. Он следует этому правилу и делает альбом раз в несколько лет.

Я: звучит супер, но никто никогда не залезет в голову Нойзу и не ответит, он это делает, потому что хочет максимально удовлетворить потребности слушателя, или так душеньке его хочется. И я думаю, что правильный ответ тут — два.