Что было до овечки Долли?
Тема клонирования человека заряженная: чем больше человечество продвигается в развитии биотехнологий, тем легче запутаться в бесконечных экспериментах и этических перипетиях. Эксперименты как таковые начались в прошлом веке, а дебаты об этичности этого неоднозначного вопроса в 60-х годах с первой волной запретов в США, и позже в Европе в 80-х годах.
Суть дела
Итак, нормальный человек появляется от союза двух клеток – человек есть две клетки в первую неделю своего существования. Есть плотный наружный слой клеток, которые позже станут основной для питания эмбриона в виде плаценты и оболочки. За этим плотным слоем находится внутренняя клеточная масса – кирпичики для строительства будущих органов и тканей эмбриона. Если извлечь эту клеточную массу и взрастить отдельно, то получатся эмбриональные стволовые клетки.
Дальше - клетка взрослого человека не может создать зародыш, потому что гены другие. Получается, для воспроизводства зародыша из взрослой клетки (потенциального клона) нужно перепрограммировать геном взрослой клетки – это и есть секрет создания легендарной овечки.
Этот процесс назвали переносом соматической клетки: из взрослой яйцеклетки вынимали ядро и заменяли на ядро любой клетки клона. По до сих пор неизвестным причинам цитоплазма взрослой яйцеклетки начинала действовать на новое ядро по классическим принципам – как в случае половой клетки.
Следующий этап, собственно, и привел к строгим законодательным ограничениям: полученную видоизменённую яйцеклетку подсаживали в организм суррогатной матери (метод овечки Долли) – в итоге получалось репродуктивное клонирование.
Теперь вернемся к эмбриональным стволовым клеткам, полученным из зародыша: из них можно выращивать запасные ткани и органы, и это называется терапевтическим клонированием. Кстати, оно разрешено в некоторых странах.
Прорыв японца и противостояние двух подходов
Японский ученый Синъе Яманаке недавно получил Нобелевскую премию за превращение взрослой клетки в зародышевую в результате белковых манипуляций. Такая новая клетка получила название «индуцированная плюрипотентная клетка».
Опыт Яманаке привнёс огня в неугасающие споры: который из двух методов более жизнеспособен? Перенос ядра объявлен неэтичным не только из-за вторжения в процесс со-творения, но и вторжением в женский организм. Метод Яманаки менее травматический, но он медленный в силу нестабильных результатов.
А кто здесь клон?
Коснемся болезненной темы – а кто есть, собственно, клон? И кто есть человек – на какой стадии своего развития человек получает право называться человеком? Если зародыш – это уже человек, то две клетки – тоже?
Научная терминология описывает человеческого клона как «человеческое существо, генетически идентичное другому существу». Но под этим определением мы привыкли понимать другое - однояйцевые близнецы. Они действительно генетически идентичны, но никогда не будут одним и тем же человеком – несмотря на сильное внешнее сходство. Более того, человек испытывает мощное воздействие среды – этот фактор тоже придется учитывать.
Дальше – больше
Недавно биотехнологиям удалось заменить испорченный ген в эмбрионе на работающий: в случае удачного клонирования - такое вмешательство изменит клона...
Тема клонирования человека противоречивая, как и сам человек: обуреваемый жаждой познания неизведанного, он одновременно стремится постичь свою первозданную суть – и здесь начинаются проблемы обреченного материалиста и духовного существа.