Опять апрель и опять миру угрожает дефицит туалетной бумаги. Виновата всё та же пандемия. На этот раз из-за неё возник кризис в морских грузоперевозках, поэтому заводы не получают сырьё для производства бумаги. Дефицит туалетной бумаги — верхушка айсберга. Не исключено, что проблема обернётся ростом цен на импортные товары.
Куда делись контейнеры?
Пандемия в очередной раз показала уязвимость мировых товарных цепочек и зависимость стран друг от друга. КНР выходит из пандемии быстрее — рабочие вышли на фабрики и в ускоренных темпах пытаются нагнать то, что упущено за время карантина. В это же время Америка сидит по домам и усиленно делает покупки через интернет. При этом свои товары в Китай не отправляет.
Получается, что Китай загружает кеды в 10 контейнеров и отправляет в Америку, но США ничего не везёт обратно в КНР, поэтому пустая тара либо копится в портах, либо уезжает в другом направлении. Основная проблема контейнерного кризиса — дисбаланс в торговле между США и Китаем, но проблема распространилась на все страны. В одних портах скопление пустых контейнеров, в других — их не хватает.
Кроме этого, люди, засидевшись в пандемию, стали покупать больше, навёрстывая упущенное. Это увеличило потребность в контейнерах.
Блокировка Суэцкого канала вставшим поперёк судном обострила проблему — Ever Given вёз пустые контейнеры. Ситуацию уже назвали «идеальным штормом» — несколько проблем наложились одна на другую, что усугубило ситуацию.
Причём тут туалетная бумага?
Жертвой кризиса пала туалетная бумага, потому что производители целлюлозы не могут вовремя доставить сырьё до заводов-изготовителей.
О надвигающихся проблемах заявила бразильская компания Suzano SA, крупнейший поставщик целлюлозы (на неё приходится около трети мировых поставок). Изготовители туалетной бумаги могут остаться без сырья. Suzano SA обеспокоена срывом сроков поставки. Мартовкий экспорт целюлозы окажется ниже, чем планировалось, потому что часть груза будет доставлена в апреле. Проблема всё та же — сложно найти перевозчика, а цены на доставку растут.
Целюлоза перевозится не в контейнерах, а как генеральный груз, в отдельных упаковках. Из-за роста цен на контейнерный фрахт перевозчикам не выгодно брать на борт генеральный груз. Вальтер Шалка, СЕО Suzano SA, сообщает, что суда заходят на морские терминалы компании всё реже, что сказывается на перебоях в доставке.
Ещё и цены растут
Из-за дефицита контейнеров и роста цен на фрахт увеличится и стоимость товаров, ввозимых по морю. Эксперты предполагают, что в первую очередь это скажется на крупногабаритном дешёвом товаре. Смартфоны занимают мало места в контейнере, поэтому их стоимость измнится не столь значительно. Сейчас потребители не ощущают на себе влияние контейнерного кризиса, потому что магазины распродают складские остатки.
Подорожание коснётся не только бытовой техники и электроники. Всё, что идёт в Россию морем, подорожает. Это одежда, обувь, детские игрушки, запчасти для автомобилей и прочее, прочее. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает:
Я не думаю, что тарифы на перевозку вдруг пойдут назад. Такого еще никогда не было. Если тарифы и вернутся, то это будет лишь разовая акция. Скорее всего, грузоперевозчики будут вынуждены смириться с возросшими тарифами. И, чтобы отбить затраты, они повысят цены для конечных потребителей, так что в ближайшее время вырастут цены сразу на несколько категорий импортируемых в Россию товаров
Каждый новый лайк и комментарий к статье, которая Вам понравилась, помогает финансовой грамотности распространяться естественным путем!
Подписывайтесь на наш канал, - и мы научим вас отличать плохие советы от вредных. Мы рассказываем о деньгах, банках и финансовых проблемах.