Я расскажу свою историю знакомства с Дмитрием Сергеевичем... Как жаль, что его больше нет с нами. Он ушел на 93 году жизни. Но перед этим завоевал зрительскую и человеческую популярность. Покорил книгу Гиннесса, завоевал 6 почетных знаков в том числе Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (15 ноября 2013). Однако свои награды он никогда не помнил и не подсчитывал. Вел картотеку своих корреспондентов. В 73-м он начал получать по 800 писем в год. Далее их число росло, вместе с исследовательским уровнем юных «писателей». Десятки из них стали потом докторами наук…
В детстве передачу "Не за тридевять земель" я смотрела урывками. Но если смотрела, то от начала до конца. Мне всегда нравилось, когда ведущий хвалился находками своих многочисленных корреспондентов. То "чертов палец" покажет, то монеты царской эпохи. Помню на этой почве, я увлеклась коллекционированием всего: значков, машинок сувенирных, календариков, денег. Последние мне нравились не за свою номинальную ценность, а как раритет. В моей коллекции есть "полушка" - пол копейки петровской эпохи, царские 2 копейки, советских - множество, в том числе бумажные, - в общем есть чем похвастаться…
Дмитрий Сергеевич в отличие от меня за 60-летнее существование своей передачи «Не за тридевять земель» собрал более полторы тысячи окаменелостей. Это все, даже не поместилось в его сарае. Находки присылали его корреспонденты, а их было десятки тысяч. От писем всегда не было отбоя. Даже когда от 45-минутной передачи осталось 15 минут прямого эфира.
Начиналось все в конце 50-х.
Как главному туристу Дмитрию Сергеевичу неожиданно предложили сделать программу на студии телевидения о туризме… Май 1958 года - программа «Пойдемте с нами»:
«На экране, это я тогда так придумал, как бы какая-то семья, которая вечером как бы пьет чай у себя дома перед телевизором. А в телевизоре, на самом же деле - за ящиком от него, за ящиком, из которого специально был вынут кинескоп, я, призывающий семью в ближайшее воскресенье совершить небольшой поход по окрестностям Саратова, чтобы понюхать пестрые майские цветы, послушать голоса птиц, полюбоваться красками заката над Волгой. Затем следуют снятые заранее кинокадры, на которых та же «семья», внявшая, надо понимать, моим пылким призывам, уже идет по лесу, стоит на берегу реки, сидит у вечернего костра и выражает полноту чувств на лицах, как бы призывает всех телезрителей последовать ее примеру...» (Машинописная рукопись Д.С.Худякова).
Задуманное было реализовано и, вроде бы, на неплохом уровне: показали программу, нашли семью, «как бы» откликнувшуюся на заманчивый призыв, отсняли на кинопленку, и показали пример семейного похода. Но Д.Худякову не понравилось это «как бы», вносящее дисгармонию в этот первый же телевизионный опыт.
Второе появление в кадре произошло только через два года, после поездки саратовских туристов по Кольскому полуострову. За 40 минут удалось показать 216 отснятых там фотографий. А весной 1960-го года появился цикл передач:
«Вы смотрите ежемесячную передачу саратовской студии «Лесная газета».
- Кончается сентябрь - первый месяц осени, пора первых заморозков, хмурых затяжных дождей, после лета остывает земля и вода, - говорит ведущий.
И вот голос его звучит уже за кадром, а вы видите лес, ветку с опа-дающими листьями, капли дождя на стекле, лоскуты осенних листьев на озерной глади, туманную даль полей. И право же, хотя тема осени не нова, сменяющие друг друга фотографии, сделанные с настроением, дают передаче точное эмоциональное начало» [Гомон, 1973. с. 30] - вот зрительское воcприятие одной из передач цикла «Лесная газета» (середина 1960-х гг.).
Темы первых передач подбирались по преимуществу интуитивно, целенаправленных ответов по письмам телезрителей было очень мало. Послания зрителей приходили не так регулярно (150 писем в 1963 году). Только к середине 1960-х гг. пришло понимание, что интересный рассказ без обратной связи - рассказ в никуда.
«Подсказала мне редактор детских программ - Людмила Бойко. Однажды она мне говорит:
- Слушай, Дмитрий, ты хочешь жить в эфире вечно? Я ответил примерно так:
- Кто же не хочет?
- Тогда займись письмами. Только после этого я стал больше внимания уделять письмам...» (Запись личной беседы: 21. 02. 2001).
И обрушилась лавина писем (в 1972 году - 800 писем):
- «Дайте, пожалуйста, совет, чтобы моя мама не боялась змей» - просит двенадцатилетний Лева Миронов.
«Судя по всему, вы чудесный историк, - пишет по поручению семьи Варламовых бабушка Антонина Александровна,- а у нас все любят читать исторические книги. Подскажите, где находился Сарай - столица Золотой Орды?»
«Советую любителям собак прочитать рассказ в последующем номере журнала «Вокруг света» [Гомон, 1973, с. 30].
Только позднее (в начале 70-х) «Ответы на вопросы» переросли в «намеки на ответы», которые вызывали у зрителя исследовательский интерес и жажду открытий. После чего зритель становился полноправным соавтором.
Передачи Дмитрия Сергеевича дали мне понять, что можно самостоятельно формировать свою гордость. Важно не только собрать, но и все изучить понять многое о своих экспонатах. Я не мечтала стать банкиром. Мне нравилось просто изучать историю, краеведение. Своего исследовательского счастья дождалась, когда поступила на филфак. В семинаре нашего уважаемого декана Валерия Владимировича Прозорова нашла свою тему. Она была и исторической, и краеведческой, и к тому же журналистской. Называлась она "История становления саратовского телевидения (по мемуарным свидетельствам)". Самое интересное для меня в ней было, что до меня в таком направлении никто не работал. Мне удалось пообщаться с 20 первыми телевизионщиками (!). С некоторыми - по несколько раз, с единицами - попробовать тележурналистское ремесло на практике.
Как здорово, что практиковалась я именно на ГТРК "Саратов". Там и увидела впервые "живого" просветителя - Дмитрия Сергеевича Худякова. Оказалось, что перед эфиром он ни с кем не общается. Собирается с мыслями. Просматривает порядок корреспонденции. Еще раз проговаривает для себя все поворотные моменты, советуется с режиссером. Но мне повезло, он согласился перенести наше общение к нему в лесной домик. Он находится на 10-й Дачной. В путешествие я взяла проводника - своего отца Владимира, царствие ему небесное. Он всегда был готов помочь мне, чтобы я не затевала. И здесь его походные знания нам пригодились. Сначала мы заблудились, а потом нашлись.
Дмитрий Сергеевич нас встретил радушно. Показал свою картотеку в ящичках, как в библиотеках. Даже познакомил с козочками, которые имелись в хозяйстве. Разговаривать о профессии повел в музей. Самые ценные экспонаты выставляются в одном из лагерей, не далеко от дома. В музее Дмитрий Сергеевич, как мне показалось, не чувствовал себя старшим научным сотрудником. Скорее он был мудрым педагогом. Детям он предлагал такие ситуации и условия, которые располагали к успешному обучению. Бес сомнения, дети в его кодексе чести и в программе были не младшими, а старшими научными сотрудниками! На правах зама старших научных сотрудников он и провел экскурсию. Сразу же похвалился оригинальной общей идеей. На ступеньках выложить окаменелости разных эр развития жизни на земле: Архейской, Протерозойской, Палеозойской и так далее. Я всматривалась в булыжники, силясь увидеть останки тех самых животных, растений. Дальше меня ждал суперприз – персональный рассказ об истории возникновения программы, мастерстве, методики преподавания. Я благодарна Дмитрию Худякову за все, хоть тогда мы чуть не опоздали на последний трамвай. Знания мало кто хочет, а главное может передать. Обычно с каждым новым жизненным витком люди снова изобретают велосипед. А тут знания были переданы мне на блюдечке…
Звездностью и тщеславием известный телевизионщик не заразился. Более того, критику он воспринимал позитивно, даже с иронией.
«Один раз в четыре года я могу получить письмо примерно такого содержания: «Слушайте, долго там у вас этот «старый пенек» – Худяков - будет сидеть? Нам, молодежи, надо другое! Найдите ведущего, который бы нам рассказывал про новую группу, там, еще про что-то». Я смеюсь первым, когда-то это меня волновало. Внуки же увидят и говорят: «Ой, дед, тебя опять ругают!» Я говорю: «Очень хорошо, значит, есть еще люди иначе мыслящие». (Запись личной беседы: 21. 02. 2001).
Сейчас у меня родилась вторая книга о методике работы на телевидении, в газете и пиаре. С легкой руки Первых, в том числе и Дмитрия Сергеевича, у меня получается что-то интересное. Верю, что придет время и мне тоже удастся поделиться своими знаниями с начинающими в журналистике и пиаре!
Об авторе статьи можно узнать здесь: http://epolyakova.tilda.ws
Прочитать другие статьи в группе «Добрый собеседник»: https://vk.com/epolyakova1980