Найти тему

Две диадемы императриц

В живописи, как и в литературе, вещи играют не меньшую роль, чем одушевленные лица, они, порой являются самостоятельным объектом изображения или дополняют характеристику человека. Украшение и аксессуар будут героями наших небольших повествований, основанных на изобразительном материале коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина и литературных источниках. Сегодняшний рассказ о двух диадемах императриц.
Немного истории. Головное украшение, названное диадемой, появилось в Древней Греции. Это обвивающий голову венец, служивший символом царского или жреческого достоинства. Пик его популярности приходится на эпоху ампира — конец XVIII — первая четверть XIX столетия — время увлечения античностью. Сначала появились золотые, тяжелые, богато убранные драгоценными камнями и жемчугом обручи, которые надевали прямо на лоб. Позже форма изменилась, став легче и грациознее, украшение помещалось выше лба, так что из-под него видны были локоны. Диадема, формой напоминающая распластанный треугольник и на Западе именуемая «русской тиарой», стала непременной частью парадного женского костюма аристократии. При русском дворе мода на подобные украшения сохранилась вплоть до начала XX века.

Ж.-А. Беннер. Императрица Елизавета Алексеевна. 1821
Ж.-А. Беннер. Императрица Елизавета Алексеевна. 1821
А.-Ж. Мекю по рисунку Ж.-А. Беннера. Императрица Мария Федоровна. 1817–1820. Альбом «Собрание 24 портретов Императорской фамилии».
А.-Ж. Мекю по рисунку Ж.-А. Беннера. Императрица Мария Федоровна. 1817–1820. Альбом «Собрание 24 портретов Императорской фамилии».


Перед нами два портрета императриц, выполненные в 20-х годах XIX века, — царствующей Елизаветы Алексеевны (работа Ж.-А. Беннера) и вдовствующей Марии Федоровны (гравюра А.-Ж. Мекю по рисунку того же автора). Головы обеих украшают классические шедевры ювелирного искусства, состоящие из бриллиантов и самоцветов с характерными мотивами эпохи — листьями лавра и оливы. Заметим, что диадемы и другие составляющие уборов императриц прописаны художником не менее тщательно и изящно, чем их лица, что дает возможность рассмотреть мельчайшие детали.

История создания и бытования диадемы с розовым бриллиантом (изображена на портрете Марии Федоровны) хорошо известна. Бриллиантовая диадема была исполненна еще при Павле I для супруги придворным ювелиром Яковом Дювалем. Она одновременно походит на «убор императриц античного Рима и очелья русских цариц, — пишет искусствовед и исследователь ювелирного искусства Л. К. Кузнецова.

«В смещенном вниз центре диадемы привлекает взоры редкостный „плоский алый“ алмаз… чем-то напоминающий фантастический, пышно распустившийся цветок, обрамленный своими более мелкими собратьями, завершающими причудливые завитки веточек, сплошь унизанных бразильскими бриллиантами. На „катетах“ вытянутого треугольника аккуратно возвышается частокол из великолепных грушевидных панделоков, напоминавших собой изысканные зубцы, а вниз свисают ослепительно сверкающие и искрящиеся всеми цветами радуги под алмазными фестонами бриолеты „старой индийской грани, некоторые немного желтоватые“»


Вплоть до начала XX века эта диадема использовалась в подвенечных уборах великих княгинь. Сохранились ее фотографии и описания, сделанные в 1922 году комиссией при разборе коронных драгоценностей мемориальной значимости. Эксперты комиссии во главе с геммологом А. Е. Ферсманом, рассмотрев «алый» бриллиант, выяснили, что он, «вставленный в серебряную фольгу, весит 13,35 метрических карата и имеет цвет очень слабо-розовый». Это уникальное украшение сегодня находится в собрании Алмазного фонда России.
Остается загадкой дивная диадема, изображенная Беннером на портрете Елизаветы Алексеевны. Можно только предположить, что она входила в состав сапфирового гарнитура, исполненного для супруги Александра I братьями Яковом и Франсуа Дюваль. Достаточно увидеть известные работы мастерской Дювалей (изображения сохранились на фотографиях 1922 г.): сапфировую диадему с бриллиантами, сотканную из лавровых ветвей; диадему из колосьев ржи с белым кристаллом сапфира в центре — оба украшения принадлежали Марии Федоровне — чтобы узнать характерные фантазийные черты стиля мастеров, которые просматриваются на искусном изображении художника.
Описание сапфировой диадемы читаем в письме современника, присутствовавшего 15 сентября 1811 года на торжественном освящении церкви Казанской Божией Матери:


«Самые дорогие и хорошие бриллианты в России те, которые я видел… на очаровательной голове императрицы Елизаветы Алексеевны. Это диадема из листьев, окружающая всю голову, как корона. Каждый лист состоит из крупного бриллианта в ажурной оправе замечательно тонкой работы, и каждый окружен более мелкими камнями, образующими конец листка. У самого лба бриллианты и листы крупнее, и очень большой сапфир сказочного огня соединяет оба конца ветвей»


Как тут не вспомнить пушкинские строки:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Автор текста — Мария Леонидовна Куракина, сотрудник научно-организационного центра Всероссийского музея А. С. Пушкина.