История Византии знает немало страшных деспотов. Но их преступления меркнут перед злодействами императора, свергнутого подданными и жестоко мстившего им за это.
Юстиниан II, которому в будущем было суждено наводить ужас на подданных, родился в 669 году приличной семье. Его отец Константин IV Бородатый работал императором и занимался укреплением границ Византии, войнами с арабами и охраной трона от поползновений своих младших братьев Ираклия и Тиверия.
Маленьким Юстинианом занималась его мать, императрица Анастасия. Мальчика с детства готовили к трону и воспитывали соответственно, однако ребенок с малых лет показал злобный характер. Дворцовая челядь боялась показываться в покоях Анастасии, когда её сыночек находился там без строгого материнского присмотра. По Константинополю ходили слухи, что наследник трона мучает животных и обижает слуг. Тем не менее, в 681 году, когда Юстиниану исполнилось 12 лет, отец провозгласил его соправителем. Через четыре года Константин Бородатый умер, и 16-летний юноша был провозглашен полновластным императором Византии под именем Юстиниана II.
Сперва новый правитель занялся восточными рубежами. Он направил войска сражаться с арабами в Армению, грузинскую Иберию и на Кипр. Не везде византийцам сопутствовала удача, но юный базилевс повышал боеспособность своей армии весьма оригинально.
Разобравшись с проблемами на востоке страны, Юстиниан обратил свой взгляд на север. Там, на Балканах, уже прочно обосновались южно-славянские племена. И император объявил болгарам войну. Добившись военных успехов в Македонии, он насильно переселил 30 тыс. славян в Малую Азию, где создал из них новую армию.
Трулльский собор: кровавый фон церковной ассамблеи
Чтобы подкрепить гонения на еретиков идеологической базой, Юстиниан повелел созвать в 691 году в Константинополе Вселенский собор. Съехавшиеся со всех концов христианского мира священники заседали в трулльском зале императорского дворца, поэтому этот съезд получил название Трулльского собора.
Несколько лет назад о решениях Трулльского собора напомнили россиянам судебные власти, которые на основании этих замшелых канонов вынесли приговор участницам панк-группы «Pussy Riot». Нарушительницы канона № 62, повелевшего в храмах «плясания не творити», в 2012 году отправились в тюрьму.
Решения Собора, возмутившее многих в 21 веке, в 7 столетии не понравились папе римскому. Не то, чтобы он любил в храмах издавать «бесчинные вопли» или ходить с евреями в баню (это тоже запретил Трулльский собор). Папу Сергия I задело то, что Константинопольский престол постановлением Собора был уравнен в правах с Ватиканом.
Пока император занимался делами церковными, земной жизнью Византии руководили два его фаворита: верховный логофет (министр финансов) Феодот и императорский сакелларий (казначей патриархии) Стефан. За несколько лет эта парочка наладила механизм по высасыванию всех соков из граждан Византии. Стефан, бывший по совместительству старшим евнухом , отвечал за строительство императорских дворцов.
Естественно, злодеяния фаворитов и жестокость самого Юстиниана вызывали ненависть как народа, так и византийской знати. В 695 году вспыхнуло восстание. Перепуганный император приказал отправить Стефана и Феодота в ссылку. Но такое мягкое наказание лишь возбудило восставших. Они отбили фаворитов у стражи, привязав к лошадиным хвостам, проволокли их по городским площадям, а затем заживо сожгли. Потом настала очередь и самого базилевса. Монарха не стали убивать.
В изгнании Юстиниан провел 10 лет. Сперва он занялся исправлением пострадавшей наружности, заказав у ювелиров золотую копию отрубленного носа. Изделие исправляли несколько раз, добиваясь полного сходства с утраченным оригиналом. Затем Юстиниан какое-то время провел в Крыму, тоскуя об утраченной власти.
Страшная месть: второе пришествие Юстиниана
Сходу взять Константинополь не удалось. Не помогли и прокламации с увещеваниями, отправленные Юстинианом к горожанам: те слишком хорошо помнили ужасы его правления. Через неделю бывший базилевс с несколькими сподвижниками ночью пробрался в Константинополь по пересохшему акведуку, нашёл людей, сохранивших ему верность, и убедил их (очевидно, знаками) открыть ворота. Утром константинопольцы обнаружили, что город наводнен болгарами и что переворот свершился.
Не спеша, с оттяжечкой вновь усевшийся на троне Юстиниан приступил к сладкой мести.
Немой Юстиниан отдавал приказания письменно, хотя в его свите постоянно состоял переводчик, толковавший знаки и мычания властителя. Толмачи часто менялись, так как понять причудливые желания базилевса бывало затруднительно. Ошибавшихся переводчиков казнили, на их место назначали новых.
Вскоре после второго воцарения у Юстиниана родился сын Тиверий, которого отец через год назначил своим соправителем. Теперь судьбами сотен тысяч подданных распоряжались два императора, один из которых уже не мог говорить, а другой ещё не научился разговаривать. От имени обоих Византия в 708 году объявила войну тем самым болгарам, которые три года назад так помогли Юстиниану.
Тогда Юстиниан вспомнил про недостойное поведение Равенны, защитившей от его гнева римского папу. Он послал войска в Италию, чтобы наказать непослушный город. Войдя в Равенну, командующий Феодор пригласил знатных горожан на пир, в ходе которого всех гостей заковали в кандалы, а затем отправили в Константинополь, где казнили.
После смерти Юстиниана осмелевшая толпа бросилась громить дворец. В этой яростной суматохе бесследно исчезла императрица Феодора. Мать Юстиниана Анастасия с 6-летним внуком Тиверием укрылась в одном из храмов.