Иногда идешь себе вдоль дороги, а мимо проезжает безобидный старый грузовичек. В какой-то момент вдруг раздается страшный звук, который чем-то напоминает то ли чихание дракона, то ли кашель динозавра. Поздравляем! Вы только что услышали, как чихает грузовик! Но почему это происходит с технической точки зрения?
Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте сначала ознакомимся с конструкцией грузовика. Среди элементов, которыми снабжена такая машина есть огромное количество пневматических устройств. Аналогично гидравлическим системам, пневматические устройства используются для реализации множества функций. Скажем, поднять кузов или выполнить какое-либо механическое действие. На некоторых моделях грузовиков даже тормоза используются пневматические. Звучит немного угрожающе, но мы должны помнить, что принципы работы гидравлических систем и получение выигрыша в силе сохраняется что для гидравлических систем, что для пневматических.
Кстати говоря, такие системы используются не только грузовым транспортом, но и автобусом. Автобусы тоже чихают и шумят. Вы обязательно заметите это, если обратите внимание.
Логика работы с площадью поршней будет работать как с воздухом, так и с жидкостью. Да и газ, как мы помним, отличается от жидкости только расстоянием между частицами. В остальном газ чем-то напоминает жидкость.
Для того, чтобы пневматическая система функционировала, всегда необходимо иметь определенное давление в пневматической системе. При работе двигателя система постоянно накачивается новым воздухом. Если бы вместо газа мы использовали жидкость, то делать подобные процедуры было бы не обязательно так как жидкость гораздо реже вытекает, чем улетучивается воздух.
Поскольку система накачивается воздухом постоянно и нет способа сделать размыкатель в контуре, то мы рискуем получить избыточное давление, которое уничтожит всю конструкцию. Подобная картина может кончится или взрывом, или выйти из строя. Соответственно, нужно каким-то образом поддерживать в системе оптимальное давление.
Сжатый воздух во время работы находится в так называемом ресивере. Для того, чтобы исключить появление избыточного давления, система снабжается стравливающем клапаном. Этот клапан стравливает избыточный воздух. Конструкция клапана отличается тем, что она работает с характерным звуком, напоминающим то ли чихание, то ли что-то менее приличное.
Клапан, как правило, является автоматическим и представляет собой нечто типа механического лепестка. Пока давление нормальное, лепесток закрывает отверстие. Как только давление превышает установленные значения, лепесток открывается, издает страшный звук закрывается обратно. Эта система называется РДВ или Регулятор Давления Воздуха.
Логика построения подобных систем работает до сих пор и аварийный сброс давления встречается и сегодня. Правда современные грузовики и автобусы шумят гораздо меньше. Зато если мы послушаем работу системы сброса воздуха у какого-нибудь ЗИЛка, то можно поседеть ещё в молодом возрасте.