Найти в Дзене
PUSKPRO.RU

Ковали ассоциировались, ассоциировались, да не выассоциировались

Оглавление

Весь прошедший месяц прошел в сфере оформления грузовых пропусков под знаком изменений, новаций, нововведений, переносов и даже отмен принятых инициатив. Отрасль будоражило, общественность обсуждала происходящее.

Если коротко, введен круглосуточный пропускной режим в зоне МКАД для транспортных средств свыше 12 тонн, пока на 1 год. С 5 мая запрет будет распространен и на ТС свыше 3,5 тонн (а это, грубо говоря, всё что больше газели). с 5го же мая немножко поменяется регламент оформления пропусков. Пострадали и иностранцы - им теперь придётся на равных с россиянами оформлять разовые пропуска, а вот годовые, как и прежде, не для них.

На прошлой неделе какая-то очередная неизвестная ассоциация (Ассоциация транспортных экспертов и специалистов - АТЭС) предложила Мострансу в лице Максима Ликсутова изменить пропускной режим на МКАД.

СПРАВКА

АТЭС
АССОЦИАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
Зарегистрирована 12.03.2021
Президент Коваль Тарас Иванович
ИНН 9709069915
Вид деятельности Деятельность профессиональных членских организаций

Так совпало, что регистрация "ассоциации" практически совпала по времени с выдвижением инициатив. В профессиональном сообществе грузоперевозчиков говорят о том, что таким образом власти прощупывают почву перед реальным внедрением этих предложений и ассоциация будет использована в качестве драйвера: вот, мол, посмотрите, перевозчики сами предложили.

Многоходовочка с виньетками
Многоходовочка с виньетками

Да что ж за ассоциация то такая, кто такие эти её эксперты и специалисты?

Пока достоверно можно сказать только об одном - её президенте Тарасе Ковале, транспортном эксперте и специалисте

Тарас действительно почему-то популярен у различных СМИ и интернет-ресурсов, он активно даёт им интервью по самому широкому кругу вопросов: проектам законов и принятым нормативно-правовым актам (хотя не является юристом), по вопросам грузоперевозок (хотя уже лет 10 не занимается грузоперевозками) и так далее.

Тарас и Форбс
Тарас и Форбс
В 1992 году закончил ЛИСИ (СПбГАСУ) по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». С 1993 года в автомобильном бизнесе: автоперевозки, торговля автотранспортом и логистика. С 1997 года работал с немецкими автопроизводителями. С 2003 по 2012 годы был владельцем компаний по международным перевозкам в России, Латвии и совладельцем в Германии. С 2005 года работает с концерном Schwarzmüller — одним из ведущих европейских производителей кузовной и прицепной техники премиум-класса.
Входит в межотраслевой экспертный совет при Минтрансе России.

Согласно открытым источникам в настоящее время Тарас является президентом вышеуказанной ассоциации и руководителем/соучредителем компании, вид деятельности которой - торговля автотранспортными средствами.

Добавлю, что Тарас является истовым поклонником западных ценностей. Он считает, что априори всё западное, особенно немецкое - лучше отечественного. Наверное поэтому его инициативы и связаны с виньетками (австрийские дорожные сборы)

Давайте разбираться с его инициативами

К сожалению, текста самого письма Тараса и его сподвижников по ассоциации я не видел, поэтому смотреть мы будем информацию из открытых источников, например:

Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным (ATI.SU)

"Пропускному режиму" на МКАД предложили альтернативу (Логирус)

Основные тезисы инициатив:

  • Существующая пропускная система нарушает конституционные права и свободы (в частности ст.34 и 74) и законодательство России
  • Существующая пропускная система основана на взяточничестве и коррупции (существует целая индустрия по продаже пропусков)
  • Существующая система не решает проблем с пробками и задач, для которых она создана: вместо 1 фуры появляется 20 маленьких машин
  • Пропускная система не справедлива и даёт конкурентные преимущества столичным компаниям (так как у них уже есть пропуска)
  • Вместо пропусков необходимо просто ввести платный въезд (виньетки) для всех (заплатил - поехал)

Что предлагает Тарас и компания?

  • ввести платные цифровые виньетки (аналог пропуска, чаще всего выполненный в виде наклейки на лобовое стекло) для въезда в город
  • тариф будет зависеть от экокласса и массы, а так же от длины и зоны

Тарифы на въезд (разовый)

От 3,5 до 7,5 тонн, Евро-2, -3, -4 - 1200 руб.,
От 3,5 до 7,5 тонн, от Евро-5 и выше - 700 рублей;
От 7,5 тонн, Евро-2, -3, -4 - 1600 руб,
От 7,5 тонн, от Евро-5 и выше - 1000 руб.
До Евро-2 въезд запрещен
Длина ТС свыше 12м. в ТТК и свыше 6м. в СК +30-50% к тарифу


Как видим - вполне гуманно и по европейски

Годовой абонемент

127000 руб. - среднетоннажные от Евро-4
292000 руб. - среднетоннажные до Евро-4 или крупнотоннажные

При этом, нагрузка на дороги якобы должна снизиться на 20%, и даже снизит цены в магазинах на 1%!!!

Откуда такие расчеты не понятно, поскольку предлагаемая система подразумевает не ограничение трафика, а просто дорожные поборы в казну.

Все эти предложения основаны на слабой юридической квалификации некомпетентности в грузоперевозках и недостаточным владением процедуры оформления пропуска в Москве.

Законодательство

Никакие нормы о конкуренции или установлении поборов и сборов не нарушаются. Потому что формально грузовые пропуска в Москве бесплатны! Деньги берут посредники, которые овладели навыком оформления пропусков; по сути это просто знание регламентов и умение подготовить документы, соответствующие требованиям регламентов

Статья 34 Конституции
Статья 34 Конституции

Нет никаких ограничений для региональных перевозчиков, вся процедура совершенно одинаковая как для московских компаний, так и для всех остальных.

Статья 74 Конституции
Статья 74 Конституции

Как я уже говорил, пропуска оформляются БЕСПЛАТНО на мосуслугах, о каких таможенных границах, пошлинах или сборах идет речь? Может, как раз, о виньетках?

ФЗ об автодорогах:

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 30. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам
1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
2.1) в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;
2.2) в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.
2.1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Я извиняюсь за такое большое цитирование, если коротко, то смысл здесь такой: субъекты РФ, к которым относится и Москва, могут на своих региональных дорогах вводить нужные им ограничения в целях экологии, регулирования трафика, безопасности дорожного движения, снижения нагрузки на дороги и так далее.

Что и происходит, временные ограничения регулируются Постановлением 379-ПП

Взятки и коррупция, плата за пропуск

В основе предложения АТЭС лежит нехитрая мысль: раз уж всё равно все платят, то пусть будет платить проще.

На деле всё не так. Во-первых, покупают пропуска далеко не все. За годы своей работы по обучению оформлению пропусков в Москву я столкнулся с немалым количеством заявителей, которые сами оформляют пропуска, без взяток, оплаты услуг посредников и так далее. Я сам научил этой процедуре много сотен заявителей.

По сути предлагается просто узаконить поборы и ввести их для всех, в том числе для добросовестных заявителей, оформляющих пропуска бесплатно. Австрийский дорожный налог с виньетками - это карго-культ и слепая калька. Уже забыты и 34, и 74 статьи конституции, и ФЗ №257 об автомобильных дорогах.

Транспортные эксперты, посчитавшие 1% снижения товаров в московских магазинах, не помнят, что грузы везут в Москву разные: и дешевую питьевую воду, и дорогие ферросплавы. Для вторых цена пропуска это копейки, для первых - вопрос экономической целесообразности.

Поэтому введение платы за пропуск - это по сути имущественный ценз и барьер для коммерческой деятельности.

Единственный экономический эффект от данного предложения это то, что вместо посредников и взяточников на пропусках будет зарабатывать Казна Москвы

Карго-культ. Туземцы подражают пришлым цивилизациям
Карго-культ. Туземцы подражают пришлым цивилизациям
Ка́рго-культ, или культ ка́рго (от англ. cargo cult — поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления», а также может служить иллюстрирующим примером к третьему «закону Кларка».

Слепое копирование западных моделей не всегда приводит к желаемому результату.

Даже с точки зрения технологий, что такое виньетка, даже цифровая?

Виньетка в классическом понимании - это наклейка в Австрии на лобовое стекло автомобиля, означающая то, что плата за пользование автодорогами внесена. Они продаются в придорожных лавках и на автозаправочных станциях. Это дорожный сбор. Наклеил - поехал
Как может выглядеть цифровая виньетка? Регистрация на портале, внесение данных о машине, подтверждение данных и прочее, то есть такая же процедура, как оформление пропуска. В таком случае не понятно, зачем менять одну процедуру на другую, почему нельзя
оцифровать оформление пропуска, как это предлагаю я?

Эксперты из АТЭС даже не познакомились с исследованиями Яндекса по дорожной ситуации на 2017 год:

Загруженность Москвы на 2017 год
Загруженность Москвы на 2017 год

Как видно из графиков, после введения пропускной системы в течение нескольких лет загруженность Москвы оказывалась ниже, чем изначально, как минимум на 10-15%. Обратите внимание, что снижение нагрузки происходило в условиях роста в нулевых и десятых годах количества транспорта на дорогах, как личного, легкового, так и коммерческого, грузового в том числе.

Выводы:

1. Вместо бесплатных пропусков предлагается плата за въезд для всех. Для добросовестных заявителей по пропускам, оформляющих пропуска самостоятельно, без взяток, так же вводится плата.

2. Никакой дифференциации по стоимости груза нет. Дешевая питьевая вода будет ввозиться за те же деньги, что ферросплавы. Или не будет

3. Стоимость годового пропуска оказывается выше стоимости услуг посредников в несколько раз (кратно от 6 до 15)

4. Проблема загруженности дорог не решается никак: все кто могут заплатить - покупают въезд и едут

5. Нарушаются принципы ст. 34 и 74 Конституции, по сути вводится имущественный ценз, барьер на работу: более дорогие грузы оказываются в приоритете. Вводится дорожный сбор

6. Процедура оформления "цифровой" виньетки оказывается, скорее всего, схожей с существующей по оформлению пропуска.

7. Проблема с заменой крупнотоннажного транспорта средне- и малотоннажным никак не решается. Все кто могут - покупают пропуска и ездят.

Папуас и карго-культ
Папуас и карго-культ