Найти тему
Sofa Army

Чем так навредил экономике севший на мель Ever Given

29.03.2021 г. контейнеровоз Evre Given компании Evergreen, наконец, смогли снять с мели в Суэцком канале.

Ранее сообщалось, что 23 марта судно село на мель, заблокировав проход по Суэцкому каналу, в результате чего образовалась пробка из нескольких сотен судов.

Разберемся, что представляет собой Суэцкий канал и какие действительно последствия для экономики повлечет за собой инцидент.

Суэцкий канал является рукотворным шлюзом, соединяющим Средиземное и Красное моря. Построен он был еще во 2 тысячелетии до нашей эры (предположительно в 1888-1878 годы до н.э.) Египта с Пунтом (территория в Восточной Африке) и получил прозвище Канал Фараонов.

В наши дни является стратегически важным судоходным каналом, который обеспечивает торговым судам короткий путь из Азии в Европу, позволяющим сократить путь на целых 8 тыс. км.

Максимальная ширина канала всего 350 м, в то время как длина севшего на мель контейнеровоза Ever Given составляет 400 м.

23 марта в результате неудачного маневра контейнеровоз "развернуло" поперек канала и он сел на мель. Многочисленные попытки сдвинуть его с места были безуспешными.

Даже экскаватор оказался неравнодушным к случившемуся и внес свой скромный вклад.

Не думаю, что это эффективный способ снять с мели судно водооизмещением более 200 тыс. т.
Не думаю, что это эффективный способ снять с мели судно водооизмещением более 200 тыс. т.

Не знаю, насколько экскаватор смог помочь, но 29 марта судно все же удалось сдвинуть с места и освободить проход по Суэцкому каналу на радость многочисленным грузоотправителям, чьи грузы простаивали почти неделю.

Вместе с тем, негативные последствия от инцидента будут ощущаться еще не один год.

Так, у судоходных компаний как правило имеется по нескольку судов (а то и десятков судов), логистика которых тщательно спланирована таким образом, чтобы они постоянно находились в движении. Одно судно разгружается в точке прибытия, в то время как другое уже загружается в точке отправления. Причем маршруты у них могут быть разными, но все равно пролегают через канал.

Сбой в движении приведет к сбою в логистической цепочке всех судоходных компаний. Те грузы, которые простаивали в канале, неизбежно опоздают. Те, которые ожидали отправления, также опоздают, поскольку их не во что будет загружать. Пробка из Суэкцого канала постепенно переместится в точки прибытия судов и будет какое-то время мигрировать вместе со всеми простоявшими в канале судами.

Какие последствия можно ожидать для мировой экономики?

Наиболее могут быть ощутимы последствия для высокотехнологичной отрасли. Ведь грузы с комплектующими для заводов, застрявшие в Суэцком канале, не прибудут вовремя, в результате чего будет сбит технологический цикл этих предприятий, начнутся перебои с поставками с их стороны.

Всё это неизбежно отразится на повышении цен и может привести к дефициту готовой продукции.

Также с огромной долей вероятности пострадают производители одежды. Партии товара не успеют к сезону, а специфика данного бизнеса подразумевает регулярное обновление коллекции. Таким образом, к следующему сезону эта одежда уже заметно потеряет в стоимости.

О больших потерях уже сообщили продавцы товаров для взрослых в Нидерландах, которые не получили товар в период повышенного спроса. В результате их полки опустели, выручка упала. Им попросту нечего продавать.

Безусловно, проблемы с поставками одежды и товаров для взрослых не сильно отразятся на простых людях, за исключением тех, кто задействован в данной отрасли.

В любом случае, по предварительным оценкам, один день простоя Суэцкого канала обходился мировой экономике почти в 10 млрд долларов, что сопоставимо с годовым бюджетом какой-нибудь небольшой страны (Латвия, Азербайджан, Эстония и др.), а за весь период простоя мировая экономика понесла потери, сопоставимые с годовым бюджетом Сингапура, Гонгконга, Новой Зеландии...