706 г. до н.э. Средиземноморье
К концу VIII в. до н.э. большая часть Эллады представляла территорию, большинство населения которой занималось исключительно сельским хозяйством. А занятие сельским хозяйством было не всегда продуктивно, так как в основном зависело от размера обрабатываемого участка.
По мере роста населения начинались трудности с участками земли для желающих работать и обеспечением продуктами питания жителей полисов. Чтобы избежать нежелательных явлений, когда обделенные землей люди брались за оружие и устраивали гражданские войны, практиковался вывод лишнего населения (в основном из молодежи) в другие земли, где основывались колонии.
Эти земли занимались мирным путем (если были не заселены), покупались или отбирались силой оружия.
К концу VIII в. до н.э. с проблемой «лишнего» населения столкнулось государство Лакедемон, чьей столицей был город Спарта.
Потому Народное собрание постановило, а эфоры и цари Лакедемона утвердили: отправить «лишнюю» молодежь за море, для основания колонии.
Колонию было решено основать на юге Италии.
Но так как юг Италии был густо заселен местными народами, то спартанцы решили захватить у местных один из городов силой оружия.
Потому молодежь снабдили оружием, а во главе будущих колонистов поставили спартанца Фаланфа, опытного в военном деле. Городом, который должны были захватить колонисты, был выбран город Тарент на южном берегу Италии, принадлежавший местному народу мессапаиев.
Как было принято в те времена, перед выводом колоний обязательно обращались к оракулу, чтобы знать, какие опасности ждут будущих колонистов.
Лакедемоняне обратились к оракулу в Дельфы.
Пифия ответила, что Фаланф тогда овладеет страной мессапиев и возьмет город Тарент, когда он почувствует дождь, идущий из чистого неба.
Не придав большого значения данному предсказанию, Фаланф выступил.
В первой же битве в Италии Фаланф нанес поражение войску мессапиев, а затем начались непредвиденные трудности.
Мессапии заперлись в городах и мужественно оборонялись. Лакедемоняне не то что Тарент, а даже мелкий городишко, если он был достаточно укреплен, взять не могли.
Тогда вспомнили о предсказании и стали недоумевать: как это из чистого и безоблачного неба может идти дождь? Это что-то несуразное.
В результате, отбитый в очередной раз от Тарента, Фаланф пал духом, тем более, что ситуация усугублялась: у лакедемонян появились вши, а это было чревато эпидемией.
И так случилось, что однажды вечером жена Фаланфа, которая всячески утешала мужа, положила его голову к себе на колени, чтобы посмотреть: нет ли у него вшей в волосах. Перебирая волосы мужа, женщина расплакалась от жалости к супругу и его невезению, и ее слезы начали падать на его лицо. И в этот момент Фаланфа осенило. Он не только понял суть предсказания, но и придумал как захватить Тарент.
Ведь его жену звали Эфра, что значило «Чистое небо», а ее слезы были как дождь.
Окрыленный Фаланф поднялся и собрал на военный совет командиров отрядов.
В ту же ночь, когда стража защитников убаюканная предыдущими поражениями спартанцев придремала, лакедемоняне неожиданной атакой захватили Тарент.
Город был расположен в удобном месте, на транзитных торговых путях, и быстро стал одной из самых богатых колоний Лакедемона.
Не совсем понятна мысль Павсания насчет идеи Фаланфа с способом захвата Тарента. Полагаю что спартанцы того времени полагали для себя недостойными всякие военные хитрости и коварства, полагаясь только на то что их и так все боятся.
Похоже, «методом» Фаланфа было скрытое проникновение в город диверсионного отряда и внезапный захват городских ворот.
-------------------------------------------------------------------------------
Смотри также: Проделки «Гореславича»
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам