Найти в Дзене

В литературной гостиной радио Первач. Только на нашем канале!

Оглавление

Обсуждаем басню В. Льенского "Школяр и Дед"

Ведущая Сильвия Таканова. (В)

В. - Здравствуйте, друзья! Сегодня в литературной гостиной радио Первач обсуждаем басню 2011 года "Школяр и Дед" Влада Льенского. Представьтесь, Влад.

Дед Явно что -то знает!  Коллаж.  Источник -изображение Varun Kulkarni с сайта Pixabay
Дед Явно что -то знает! Коллаж. Источник -изображение Varun Kulkarni с сайта Pixabay

В. Л. - Всем добра! Басен я много писал в начале карьеры. Потом было преобладание стихов лирических. Были переводы, говорят, удачные. Сейчас перешёл на прозаические произведения.

В. - Следующий гость - критик Анатоль Отточенный (К), уже известный многим литературовед. Есть мнение, что он куплен за гроши Владом Льенским, но это, конечно, ложь.

К. - Добрый вечер! О моей продажности говорят как раз те, кто не сумел купить моё правдивое перо. Правду не купишь!

Перо. Коллаж.  Источник - изображение Albrecht Fietz с сайта Pixabay
Перо. Коллаж. Источник - изображение Albrecht Fietz с сайта Pixabay

В. - От читательской фракции Алекс Толозой (Ч), известный поэт, член - или не член? а! всё таки член Союза поэтов. Примите поздравления, Алекс! Ничего, что вы у нас сегодня читателем?

Ч. - Все мы больше читатели, чем писатели или поэты. Даже простое наблюдение скажет, что читать ребёнок учится намного раньше, чем писать. Чтение увлекает даже тех, кто сам не пишет никаких произведений. Горжусь званием читатель.

В. - Сегодня беседуем именно с позиции читателей. Следующий наш гость - дьякон Фейкин (Д), известный своими трудами по популяризации древних текстов.

Д. - Миссионерством! Это называется миссионерство. Долгая лета почтенному собранию!

В. - Да, конечно! Именно миссионерство! На нашем радио вопросы общепринятых традиций всегда стоят на первом месте. В студии и сам автор басни - Влад Льенский.

В.Л. - Рад встрече! Я уже здоровался.

В. - Очень хорошо! Тогда - прочтите басню, будьте добры.

(В.Л. читает басню вслух)

В. – Браво! Спасибо, Влад! Может быть, вы сами и начнёте обсуждение?

В.Л. – Дайте отдышаться…

В. – Кому понравилось? Кто выскажется?

Д. – Позвольте?

В. – Мнением делится наш гость, дьякон Фейкин.

Д. – Всегда отмечал в лучшую сторону вещи, выдержанные в старинном стиле, с традиционным нравоучением в финальной части. Как писали А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И. И. Дмитриев, М. В. Ломоносов и сам И.А. Крылов, Излагающая часть басни нарочито старомодная. Слово –школяр – явно не из тезауруса панков или эмодзи. Так и веет седой стариной, домостроем. «Свет в окошке» прямой оборот речи девятнадцатого века. Влад – вы специально стилизовали язык изложения или это каприз художника, вам так захотелось?

В.Л. - Я спешил, когда писал басню. Надо было показать в соседней школе что–то подходящее. Искать среди готовых вещей долго, у меня кончался трафик от провайдера МТС и я наскоро сработал эту басню буквально на коленке.

Ч.- Самопал? Я так и знал!

В.Л. – Но язык я старался выдерживать, по возможности, приближённый к дореволюционному. Это сознательный выбор.

Д. – Вам это и удалось в приближении. Слово -вредители– получило широкое употребление позже. А до революции говорили –враги-. Подразумевая врага рода человеческого и его присных. Но не критично.

В. – Откуда вы взяли сюжет басни, Влад?

В.Л. – Хотел донести до школьников, что простое следование примерам, эпигонство и вторичность суждений, могут приводить к ошибкам. Ведь общепринятое мнение может быть не верным, а идущий в фарватере чужих мнений рискует налететь на мель заблуждения.

К. – Что значит баснописец! Замечаете – даже говорит иносказательно.

Ч. – Ага! Темнит!

В. – В чём вы видите неясность, Алекс?

Ч. – Да всё понятно! Влад пишет о крахе коммунизма. Школьник - это советский народ, муравьи это коммунисты, а Дед это Ельцин. Ельцин открыл глаза советскому народу. Так бы и сказал!

В.Л. – Басня тем и хороша, что допускает множественность прочтений. Вы видите один смысл, другой читатель иной смысл, а автор просто привёл пример, когда глупо безоглядно верить написанному.

В. – И вашей басне с том числе?

В.Л. – А почему моя басня исключение? Я этого не говорил. В каком-то смысле и моя басня должна восприниматься критично. Знания о внутренних порядках в муравейнике не настолько широко распространены, что бы уверенность в них была двухсотпроцентная.

(Д. смеётся.)

Д. – Вот это вы хватили, батенька! Двухсотпроцентной может быть прибыль, но никак не уверенность! Разные категории.

К. – Трудно с вами спорить в части знания прибылей, но в данном случае это просто фигура речи. Что вы так буквально воспринимаете?

Ч. – Опять темнит! Он знает больше, чем написал!

В. – Любой автор знает больше чем им написано. Иначе читать будет неинтересно.

К. – А вот выражений, достойных стать крылатыми, Влад на этот раз не показал. Ну, что это такое? – образчик трудолюбия -, сад хозяйский-, - беспечные года -. Не гладко сработано! Я стараюсь басни учить наизусть. Эта после нескольких прочтений не зацепила ничем. Не хочется заучивать. Извините за откровенность.

Ч. – А я что говорю? Туман и неопределённость, апломб и помпезность.

Туман и дымка. Коллаж. Источник -изображение David Mark с сайта Pixabay
Туман и дымка. Коллаж. Источник -изображение David Mark с сайта Pixabay

В. - Напротив. Басня несёт свежую мысль, несмотря на стилизацию и срок написания 2011 год. Широкой публике со школы внушают, что муравьи приносят пользу, уничтожая тлю и прочих вредителей. Оказывается – это не так. Оказывается, муравьи-дояры устраивают натуральные фермы, где собирают сладкие выделения тли для нужд муравейника. Действительно – в саду они вредители.

К. – Мы о чём сейчас говорим? Мы смотри на басню, но рассуждаем о пользе или вреде муравьёв. А если бы автор написал монолог муравья - мы бы обсуждали, хороши ли в муравейнике школы ораторского мастерства?

(Д. и В. смеются)

Муравейник в лесу. Коллаж.  Источник - изображение Jiricek72 с сайта Pixabay
Муравейник в лесу. Коллаж. Источник - изображение Jiricek72 с сайта Pixabay

В.Л. – Меньше всего думал о муравейнике! Это просто к слову пришлось.

Ч. – Мистер слова. А о нас, читателях, вы подумали? Ведь голову сломаешь, разгадывая смыслы и подоплёки. Пишите проще, дорогой!

В. – Басня жанр иносказательный.

К. – Меня смущает отрицательное отношение автора к книгам. В данной басне.

«Всё свет в окошке книжица пустая»

Ч. – Действительно!

К. – Это, прямо, новое слово в книжном бизнесе. Кто–то изучал материал, формировал массив книги, редактор этот текст вычитывал по букве, корректор проверял с пристрастием, художник разрабатывал иллюстрации, да хоть просто обложку, тираж печатали, тратили бумагу и краску, труд типографских рабочих. Затем книгу доставили в магазин, выставили на полки… А Влад по этим трудам из огнем*та!

Школа жизни-де, важнее книжных знаний!

В.Л. – Басня не осуждает книгопечатание.

Д. – Но у вас так получается? А завтра вы станете призывать книги в костёр бросать?

Ч. – Он такой!

В.Л. - Интересно, что в школе меня поняли. А взрослые люди ищут повод к склоке.

В. – Что же вам сказали в школе по поводу этой басни? Школьник как поняли?

В.Л. – Да так и поняли. Книжные знания надо осмысливать и проверять практикой.

Ч. – Никто и не против. Прямо с первого класса и начинать. А надо ли писать букву "И" после буквы "Ж " ? Вдруг это вредительство?

(Д., В. и В.Л. смеются)

В. – Школьники одобрили вашу басню? Им понравилось? Может быть, кто-то захотел выучить наизусть? Раз для некоторых это показатель качества.

В.Л. – Ну, помидорами не кидали.

Ч. – Там учительница была!

(Общий смех)

В. Л. – Предполагаю, что скорее понравилась, чем нет. Насчёт изучения наизусть никто не высказывался. Но спрашивали…

Общий хор. – Что?

В.Л. – Спрашивали – Будет ли басня включена в школьную программу?

К. – То есть, опасались, что учить заставят?

Ч. – Господи, пронеси чашу сию!

Д. – А вот поминать всуе дурной тон.

В. - До такой степени понравилось, что хотели изучать на уроках?

В.Л. – Этого я не знаю. Скорее – это было такое пожелание автору писать больше и лучше. Настоящую оценку басне может дать другой баснописец. Как оценить труд металлурга может по достоинству только другой металлург, а мастерство хирурга вполне может оценить только другой хирург. Школьники, хоть и пишут сочинения по роману «Война и мир», но труд их ученический. Ни разу не видел в печати такое сочинение…

Металлургия. Коллаж.  Источник -изображение kepinator с сайта Pixabay
Металлургия. Коллаж. Источник -изображение kepinator с сайта Pixabay

Ч. – Сколько угодно сборников сочинений для старших классов!

В.Л. – … сочинение школьника, изданное отдельной книгой. И такого никогда не будет.

В. – Яйца курицу не учат, вы хотите сказать?

В.Л. – И это. Хотя я знаю одно исключение. Всего одно! Был приятель. Он в школе изумительно хорошо излагал.

К. – В вашей школе?

Афинская школа. Рафаэль.   Источник -изображение WikiImages с сайта Pixabay
Афинская школа. Рафаэль. Источник -изображение WikiImages с сайта Pixabay

В.Л. – Нет. Это другая история. Просто мне известен случай, когда ученик был намного, намного выше своих учителей. Но и тогда его сочинения не удостоились отдельного издания.

В. – Интригуете?

В.Л. – В моих произведениях об этом есть. Кому интересно – найдут.

К – Так что мы решим? Пусть будет или «ф топку»?

В. – Пусть читатели большинством голосов решат. Не пишите нам на радио Первач. Вы не найдёте такого радио на доступных частотах или в интернете. Но вы можете написать в комментарии к статье на блоге Влада Льенского – Байки штабного вагона -.

А наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Всем спасибо! До новых встреч!

Д. – Ангела над клавиатурой!

#читатель #гость #автор #басня #стиль #язык #трафик #выбор #мнение #муравейник