Найти в Дзене
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. История одного загадочного здания.

Одним из часто посещаемых (если не самый посещаемый) городских садов и парков петербуржцами и их гостями, является Александровский парк, что на Петроградской стороне. Причин тому несколько. Разумеется, станция метро Горьковская, расположенная в самом парке, он достаточно обширный для центра города, тенистый летом, роскошный зимой, с широкими аллеями которые ведут к различным городским достопримечательностям. Перечислю основные для гостей культурной столицы. К Петропавловской крепости, к театру «Балтийский Дом», к Мюзик-Холлу, планетарию и наконец к городскому зоопарку! Да, чуть не забыл. Уже в этом веке на территории парка открыт бесплатный музей под открытым небом «Мини – город», где установлены бронзовые копии всех основных достопримечательностей Санкт-Петербурга в миниатюре.

В Александровском парке. Фото: В.Кононов
В Александровском парке. Фото: В.Кононов

Так вот. Ежедневно от метро Горьковская, по аллее парка в сторону Петропавловской крепости проходят тысячи и тысячи туристов. Справа по ходу движения в крепость, они натыкаются взглядом на странное здание и задерживают шаг перед ликом Богородицы с младенцем , выполненной майоликой на фасаде и увенчанной скромной луковкой с крестом.

Летом здания почти не видно, оно утопает в зелени деревьев, зимой видно несколько лучше, но тоже не очень, оно умело маскируется в деревьях. Хорошо видна только икона. Что это? Церковь – не церковь. Вся территория огорожена добротной решёткой в два человеческих роста. Какой-то секретный объект? Тогда зачем привлекает к себе внимание иконой? Туристы любуются ею, фотографируют на ходу, но торопятся, торопятся и проходят мимо, ведь их ждёт Петропавловская крепость, а между тем это загадочное здание имеет свою неожиданную, уникальную историю.

Проблемы с ногами беспокоили Александру Федоровну с юных лет. Судя по воспоминаниям, поясничные боли у девушки носили наследственный характер. Поэтому после помолвки, состоявшейся в апреле 1894 года, 22-летняя невеста наследника российского престола немедленно начала «приводить ноги в порядок», проведя лето 1894 года на английском курорте Харрогит, где принимала серные ванны: «…у меня сегодня так болели ноги, и я приняла мою первую серную ванну, запах довольно неприятный».

При этом невеста наследника передвигалась в кресле-каталке, что, безусловно, сразу же начало вызывать нежелательные толки в среде русской аристократии. В свою очередь, влюбленному цесаревичу было плевать на больные ноги невесты, поскольку ему страстно хотелось добраться до них самих: «…твои бедные ножки опять болят. хотел бы я быть рядом с тобой, уж я бы их растер».

Впоследствии «фактор ног» постоянно учитывался в церемониальной и повседневной жизни императорской четы. Так, накануне коронации 1896 года, императрице сшили платье из особой «облегченной» парчи, поскольку во время коронации ей предстояло много стоять.

Николай II, планируя совместные мероприятия, постоянно учитывал то, что жена не может долго находиться на ногах. Дома Александра Федоровна много времени проводила, лежа на кушетке, а по аллеям Александровского парка ее катал супруг все в той же инвалидной коляске.

Фотография из открытых источников в интернете.
Фотография из открытых источников в интернете.

В России больными ногами императрицы занимался врач-ортопед Карл Христианович Хорн, которого рекомендовали императрице ее германские лечащие врачи.

С 1894 г. Хорн возглавляет ортопедическое отделение Максимилиановской лечебницы, также работая в своей частной ортопедической клинике. О том, насколько интенсивен был процесс лечения, свидетельствует справка камер-фрау М.Ф. Герингер за январь, февраль и март 1900 г.: «Доктором Хорном было сделано Ее Величеству в Царском Селе 14 визитов и в Петербурге 70 визитов». Тогда же, по его рекомендации, для императрицы купили два тренажера.

Видимо во время этих многочисленных визитов, побочным результатом врачебной деятельности Хорна стало решение Александры Фёдоровны о строительстве в России, института ортопедии.

В начале 1901 г. императрица Александра Фёдоровна официально, поручила представить свои соображения по учреждению в столице образцового ортопедического лечебного учреждения, отвечающего всем требованиям современной науки Карлу Христиановичу Хорну. Так было положено начало созданию первого государственного ортопедического института со стационаром и амбулаторией, операционной, гимнастическим залом, специальными мастерскими.

Для надзора за работами в мае 1902 г. был создан Организационный комитет, ведавший выбором участка земли, рассмотрением проектов, планов и смет, проверкой счетов с представлением отчетов императрице.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

В июне того же года Городская Дума приняла решение предоставить безвозмездно для сооружения новой ортопедической лечебницы участок земли в одном из лучших районов центра столицы в Александровском парке стоимостью свыше миллиона рублей! Здесь было запрещено всякое строительство, но это посчитали особым случаем.

Возведение здания в стиле модерн было поручено архитектору Роману Мельцеру . К 1906 году комплекс Ортопедического института, состоящий из главного корпуса и двух подсобных флигелей был построен.

В основание здания была замурована медная посеребренная закладная доска с соответствующей надписью. Строительство продвигалось довольно быстро, хотя и не без трудностей. Уже 22 июня 1906 г. комиссия подписала акт о приемке здания, отметив высокое мастерство строительных работ, качество материалов и весьма умеренную стоимость сооружений.
Общая сумма расходов на строительство лечебницы составила немногим более миллиона рублей.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

Газета "Русский врач" в год открытия института охарактеризовала его как "новый лечебный дворец" , где были уютные палаты, максимум на 4 человека, хорошо оснащенные операционные и лаборатории, великолепные условия для восстановительного лечения. Существовал гимнастический зал с механическими лечебными аппаратами и в подвальном помещении зал водолечения. В одном из подсобных строений находилась собственная электростанция, построенная специально для лечебницы.

В журнале "Нива" за 1906 г. здание было названо великолепным, "...чистота всюду образцовая, воздуха и света масса".

Акцент центрального корпуса – домовая церковь Спаса Целителя со звонницей и луковичной главкой, от которой сохранился барабан. Фасад украшен изображением «Богоматерь с младенцем» работы Кузьмы Петрова-Водкина . Это одно из самых ранних панно в технике майолики, появившееся на фасадах петербургских зданий.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

Изготовлением панно занималась лондонская фабрика Дультона. В церкви находился складной иконостас из дуба фабрики «Мельцер и К», совладельцем которой был сам архитектор. Иконы были написаны Кузьмой Петровым Водкиным. Церковная утварь была утрачена в 1920-х годах, сегодня алтарную часть церкви хотят восстановить.

Фасады здания выложены глазурованным кирпичом берлинской фабрики Шельдта, который и сегодня в отличном состоянии. Цоколь отделан серым сердобольским гранитом.

В этом здании, ортопедический институт просуществовал до лета 1988 года, затем переехал в новое здание, а сегодня за ветвями деревьев и высокой решёткой «прячется» Российский государственный университет правосудия. Его северо-западный филиал.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

В настоящее время здание института находится на учете Госинспекции по охране памятников по списку вновь выявленных памятников архитектуры.

Вот такая история у этого интересного здания с иконой.

Спасибо, что нашли время прочитать.