Что обычно делают люди, чтобы развлечь себя в свободное время, развеять грусть-тоску после тяжелого трудового дня? Кто-то смотрит комедии, кто-то юмористические шоу, а те, у кого возможностей побольше, приглашают знаменитых артистов на свои корпоративы. Словом, у современного человека возможностей развлечься много. А вот как же обстояло дело раньше, когда не только интернета и телевидения не было, но и даже не было театров, художественных выставок, музыкальных концертов и прочих культурных форм досуга? Конечно, народ развлекался посещением уличных балаганов, наслаждался музыкой трубадуров и созерцанием казней. Но у народа не всегда находилось время для развлечений - работать надо было. Правителям тоже надо было работать, но у них работа нервная, ответственная, так что необходимо было снимать стресс время от времени. А что снимает стресс лучше чем смех?
В преддверии всемирного дня смеха (он же - день дураков) сегодня речь пойдет о шутах. Их было много во всемирной истории, многие знаменитые короли заводили себе шутов, которые так же, как и их правители, становились знаменитостями, кто по своей воле, а кого и не спрашивали.
Вот эта вереница средневековых юмористов, звеня бубенчиками на шутовских колпаках, проходит перед моим взором: шуты-комики, шуты-жертвы, шуты-убийцы, и даже шуты-политики. Мне кажется, что у них грустные глаза. А у некоторых в глазах пляшут черти. Посмотрите на портреты знаменитых шутов. Кстати, если проследить этимологию русского слова "шут", то она связана со словом "черт". Злобно-раздражительный посыл великого и могучего русского языка "да и черт с ним" смягчается эвфемизмом "да и шут с ним". Так пишет Даль.
В Древней Греции на пиры богатых граждан приглашали людей, которые смешили за вознаграждение. Таких людей называли "парасит" - сотрапезник. К слову сказать, таких гостей не унижали, а напротив, кормили и платили им за доставленное удовольствие. В Древнем Риме же слово "парасит" уже приблизилось к тому смыслу, каким мы наделяем его в наши дни, т.е. дармоед, нахлебник. Соответственно, и статус такого гостя понизился: хозяева бросали в него кости, от которых он должен был ловко уворачиваться.
Классический образ шута в пестром трико с шутовским колпаком с бубенчиками сложился в Средневековье, где одежда и атрибуты информировали о роде занятий и статусе человека. Три хвоста на колпаке означали ослиные уши и хвост, что, вероятно, произошло еще из древних языческих обрядов, когда люди на себя надевали ослиные шкуры. А непременным атрибутом средневекового шута был марот - жезл с изображением шутовской головы на конце, своеобразный антискипетр. Ведь шут мог пародировать самого короля!
Кстати говоря, заводить себе шутов могли позволить себе не только короли, но и богатые вельможи, городские магистраты, даже различные профессиональные корпорации. Шуты тоже могли объединяться в корпорации, но не с целью повеселить других, а напротив, повеселиться самим. Самые известные из этих союзов - "Орден дураков" в Клеве (Германия) и "Общество дурацкой матери" или "Дижонская пехота" (Франция). Правда, в этих организациях состояли уже не только шуты, а развеселые горожане и даже дворяне, которые, переодевшись в шутовскую одежду, развлекались, избивая прохожих и круша лавочки трактирщиков. Такую практику описывают в своих романах Анн и Серж Голон, Виктор Гюго, Алексей Толстой.
Петр Первый, который, как известно, прорубил окно в Европу, через это самое окно, много чего нам притащил оттуда, в том числе и аристократические шутовские клубы. Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор, организованный юным царем, был калькой с европейских "джентельменских клубов". Чем занимались такие знатные шуты? Давайте обратимся к страницами романа Алексея Толстого "Петр Первый".
Что ни родовитее хозяин — страннее придумывали над ним шутки. Князя Белосельского за строптивость раздели нагишом и голым его гузном били куриные яйца в лохани. Боборыкина, в смех над тучностью его, протаскивали сквозь стулья, где невозможно и худому пролезть. Князю Волконскому свечу забили в проход и, зажгя, пели вокруг его ирмосы, покуда все не повалились со смеха. Мазали сажей и смолой, ставили кверху ногами. Дворянина Ивана Акакиевича Мясного надували мехом в задний проход, отчего он вскоре и помер...
Страшно, когда король играет в шута. Но еще страшнее, когда король играет с шутом. Царь Иван Грозный любил окружать себя шутами, и выбирал их из родовитых бояр. Таким образом он пытался отомстить им за детскую травму, ведь царь с трехлетнего возраста имел возможность видеть разные ужасы, творимые взрослыми дядями боярами во время их междуусобиц. Не все бояре, правда, соглашались кукарекать в колпаке для потехи государя. Тех, кто не соглашались, государь казнил сразу. А вот участь более лояльных царской воле бояр была порой не легче. Так, к примеру, знатному дворянину, воеводе Осипу Гвоздеву-Ростовскому, который по совместительству был царским шутом, Иван Грозный вылил на голову горячие щи, а когда несчастный закричал от боли, раздраженный царь воткнул ему в спину кинжал. А потом сказал придворному медику: "Вылечи его. Я тут поиграл с ним неосторожно". Когда же царь услышал, что шут мертв, то назвал его "псом" и продолжил свое бурное веселье.
Как известно, девочки любят играть в куклы. Даже большие девочки. Даже если они императрицы. Только куклы у них могут быть живыми. Но ведь с живыми игрушками играть интереснее. Чем руководствовалась императрица российская Анна Иоанновна, когда приказала сыграть свадьбу для своих шутов в Ледяном доме? Наверное, хотела поиграть в папу и маму. Престарелый князь Михаил Голицын и калмычка Авдотья Буженинова по приказу императрицы были объявлены мужем и женой. Молодых провезли в железной клетке, стоящей на спине слона, по главным улицам Москвы. Придворный поэт Василий Тредиаковский написал оду-пародию на свадьбу, в которой не пожалел крепких и даже скабрезных выражений для новобрачных.
А сам ледяной дом, построенный для шутовской пары по проекту архитектора Петра Еропкина, был уже не шуткой, а чудом инженерного искусства. Даже знаменитый немецкий профессор физики Георг Вольфганг Крафт подробно описал его в своей книге, изданной в 1741 году.
Дом строился из плит чистого льда, установленных одна на другую и политых водой. Перед домом стояли ледяные пушки и мортиры, у ворот два дельфина, из челюстей которых вырывалось пламя. Вблизи возвышался слон, выпускающий из хобота горящую нефть. Дом был украшен статуями, а на воротах стояли горшки с ледяными цветами и ветками, на которых сидели птицы. Вся обстановка дома - зеркала, туалетный стол, кровать, шандалы, часы, камин с дровами - была также сделана изо льда.
В то время стояли тридцатиградусные морозы. Молодых заперли в ледяном доме с вечера до восьми часов утра, а чтоб те не засыпали, стража периодически будила их штыками. Вот умели же цари веселиться!
Но не всегда шуты были только страдальцами. Бывало и так, что они заставляли страдать других. Знаменитый Том Скелтон, шут, служивший знатному английскому роду Пенингтонов, был не только шутом, но и наемным убийцей. Ему приписывают разные злодеяния. От роли наводчика для разбойников, когда он указывал путникам дорогу прямо в разбойничье логово, до роли киллера. Хозяин Скелтона, лорд Пенигтон, поручил своему шуту избавиться от неугодного жениха дочери, - тот был простым столяром. Шут заманил столяра в трактир, напоил, проводил до дома, а потом отрубил бедному парню голову в его столярной мастерской его же топором. А на возникшие вопросы, что же случилось с женихом юной леди, шутил, что парень просто потерял голову от любви. Мрачненько, с особой эстетикой. Как тут не вспомнить знаменитую песню Агаты Кристи Viva Kalman!
Клоун не зря помнит эти лица,
Вечером шут, а теперь убийца,
В душном трактире он отрешится
С пьяною ордой!
Возможно, Вадим Самойлов и не имел в виду именно этого шута, но получилось похоже...
Судьбы известных шутов вдохновляли писателей и композиторов. Чего стоит, например, обаятельный Шико из романа Дюма "Графиня де Монсоро", или остроумный до дерзости Трибуле, чей образ использовали Виктор Гюго ("Король забавляется") и Франсуа Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль"). А Джузеппе Верди прославил Трибуле в опере "Риголетто".
Знаменитому шуту Петра Первого Михаилу Балакиреву посвящены пьесы Анатолия Мариенгофа и Григория Горина. И даже снят забавный мультик для детей.
Но всех переплюнул Вильям наш Шекспир. Он неоднократно выводил образы шутов в своих пьесах, но в конце концов самым прославленным из них оказался "бедный Йорик". Правда, только в виде черепа. Но, согласитесь, это самый известный череп в истории. И с этим "йориком" есть несколько случаев, когда эту роль захотели сыграть... увы, посмертно. Один из них - композитор Чайковский, слава Богу, не Петр Ильич, а его польский однофамилец Анджей, который завещал свой череп для театральной постановки Гамлета. Для того, чтобы актер лучше вживался в роль наверное. В 1982 году с его черепом в руке играл актер в спектакле. Правда, недолго. О том, что череп настоящий, знали не только актеры, но и зрители, которые отвлекались от просмотра пьесы, живо обсуждая этот реквизит. Да и актер от страха забывал слова, поэтому череп пришлось заменить на муляж.
В моем условном делении шутов на категории были даже шуты- политики и шуты - оппозиционеры. Нет, Владимир Вольфович здесь не при чем. А вот был такой польский шут в 15-16 веках, звали его Станчик. Он прославился тем, что был ярый фрондер и оппозиционер и нещадно критиковал польских королей за их недальновидную политику. Видимо, его уважали. Ведь он пережил трех королей. А в 19 веке поляки даже назвали в его честь политическую партию - "станчики".
Но это все было в далеком прошлом. Жестокие короли, остроумные шуты, балансирующие на грани шутки и смерти. А вот есть ли шуты в современном мире? Оказывается, есть. Относительно недавно, в 2001 году в государстве Тонга пожилой монарх захотел иметь при своем королевском дворе настоящего шута. На этот призыв откликнулся американский финансист Джесси Богданофф, который и был зачислен придворным шутом государства Тонга. И не в шутку, а всерьез разорил с использованием финансовых афер и пирамид маленькую монархию на 26 миллионов долларов. Бюджет Тонго рухнул, а старый король с горя умер. Шут быстро исчез, ибо расстроенная родня хотела его по старому доброму полинезийскому обычаю скормить акулам. Сейчас Богданофф снова в США. Преподает искусство гипноза.
Словом, шуты были разные. И разной была у них судьба . И лишь одно объединяло всех - искусство вызывать смех. Иногда оно не только веселило их хозяев, но и спасало шутникам жизнь. Оцените сами - лучшие шутки от лучших шутов:
Однажды Трибуле, желая пошутить над королем Франциском Первым, пнул его величество под зад. Разъяренный король сначала приказал казнить зарвавшегося шута, затем сменил гнев на милость и сказал, что если шут придумает оправдание более унизительное, чем пинок, то будет помилован. Шут, не долго думая, ответил: "Простите, ваше величество, я перепутал вас с королевой"!
В другой раз тот же Трибуле не выдержал и снова пошутил над королевской семьей, за что окончательно был приговорен к казни. Король слыл милостивым государем и разрешил шуту самому выбрать, как он умрет. Трибуле выбрал смерть от старости. Что ему и было даровано.
А вот уже наш Михаил Балакирев в беседе с Петром Первым в ответ на вопрос царя: "Правду ли люди говорят, что ты дурак?" возразил монарху: "Не верь им, Петр Алексеевич, они и про тебя говорят, что ты умный!"
----
Автор, конечно, не шут, но если эта статья заставила вас улыбнуться, ставьте лайк :)