Часть 1. Клоуны - друзья детей.
Во-первых, почему я утверждаю, что действительно боятся? Лучший градусник литература и те культурные явления, которые она за собой "тащит": кино, арт-продакшен,
Американский элиан-сайенс-фикшен берет своё начало где-то в "Войне миров" Герберта Уэлса, а русский где-то в "Аэлите". Если вы припомните все значительные голливудские шедевры, то среди них первое место займут собственно "Чужой", "Хищник", "Мгла". А у нас это будет "Подземелья ведьм", "Через тернии к звездам", "Кин-дза-дза", "Обитаемый остров". Конечно, исключения есть. Есть например замечательный "Инопланетянин" Стивена Спилберга и его не менее крутой, а технически вообще совершенный "Аватар" и еще парочка очень достойных представителей жанра и многие тоны шлака, вроде "Города тысячи планет". Но это именно прорывы, а общая тенденция такая: США - инопланетяне опасны, СССР и Россия - инопланетяне - тоже люди.
Почему так сложилось. На мой взгляд разгадка лежит во временах Холодной войны. Сейчас вы мне скажете: но Уэлс-то писал задолго до 50 годов 20-го века! Что-то ты, девка, путаешь. Ничего я не путаю. Писал он безусловно до Холодной войны и даже не в Штатах, а вот место своё в американской культуре занял, обрел последователей как раз во второй половине прошлого века. Например, про Ситивена Кинга даже и упоминать не надо, сразу ясно откуда уши растут.
Я считаю, что решающее значение для восприятия обоими культурами идеи "жителей иных миров" играло восприятие "жителей иного лагеря". Если коммунисты для американцев всегда были просто "зло". Чистое зло. Или даже "грязное зло". То советские наши предки смотрели на Америку, как на разнообразный мир, где кто-то прав, трудится и живет нелёгкой жизнью, а кто-то разумеется злобствует, порабощает и всячески противоречит правде и прогрессу. Но это всё казалось им не "необратимым", не какой-то жёсткой данностью, вроде "империи Зла", а временным состоянием. Типа: а у нас, что, не так, что ли, было? И хуже было. А вот взялись за ум, чего и от вас ждём. Вы там бросайте, ребятушки, негров угнетать, не дело это.
Где-то там жили американские коммунисты и просто несознательные граждане, мучающиеся почём зря. Американцы 50-х - 60-х никаких добрых капиталистов, загнанных в подполье, себе не представляли. Концепция "гражданского общества" появилась уже в 80-х, примерно одновременно с задумкой договориться непосредственно с гражданами и подтолкнуть их к идее свержения политического строя. Поэтому культура распространялась в обе стороны по разному. Наши читали Джека Лондона, Хемингуэя и Чейза, ставили кино по Жулю Верну и Агате Кристи и вообще нисколечко не парились, что все это придумано в капиталистическом мире. Где люди хорошие, там везде наши. А американцы из творчества коммунистов не знали ровно ничего. Достоевский - еще да, а тот же Беляев у них неизвестный писатель.
Что хорошего могут накатать коммунисты? - думали они.
Если разобраться, то первая позиция восходит к восточному христианству: мир лежит во зле, а люди все равно спасаются. А у американцев протестантский взгляд на вещи. Протестанты взяли его у ветхозаветных евреев. Мы тут люди, а вы еще неизвестно. Мы актёры, а вы - реквизит, слуги безликого зла.