Найти тему
Soft Skills Lab

«Не будь таким наивным»: почему важно уметь доверять

Оглавление

Большинство из нас хоть раз в жизни страдали от того, что доверяли людям больше, чем это того стоило. “Доверяй, но проверяй”, — гласит пословица, но после печального опыта нам все меньше хочется доверять. Доверчивость и наивность становятся характеристиками с негативной окраской, будто те, кто доверяют, попросту малоопытны и ничего не понимают в жизни.

На самом же деле, именно доверие является основой всех социальных институтов, ведь без него невозможны ни дружеские, ни семейные, ни деловые отношения. Доверие — одна из базовых вещей любых межличностных отношений. Так и бизнес будет терпеть большие убытки, если на уровне менеджмента будет наблюдаться кризис доверия.

Что же такое доверие?

В академической среде существует множество определений этого термина. Одно из определений раскрывает смысл понятия “доверие” через отношение человека к партнеру: “он не сделает ничего против меня или моих интересов, даже если не будет находиться в зоне моего контроля”.

Основываясь на таком определении понятия, довольно сложно сказать, что доверяешь кому-либо на 100%, но таковое и не требуется. Народная мудрость, упомянутая выше и не предлагает слепо полагаться на всех вокруг, проверять тоже важно, но доверие должно быть основой отношений.

-2

Почему мы все меньше доверяем?

Исследования Edelman Trust Barometer свидетельствуют о заметном спаде уровня доверия в мире. Джонатан Ховард, специалист в сфере рекламы, развивает теорию “конфетизации”, в которой выдвигает причины снижения уровня доверия в современном обществе.

Корпоративный мир научился подгонять истину и шлифовать чувства, пишет Ховард. Рынок научился эффективнее вводить нас в заблуждение. Растут бюджеты PR-кампаний, амбиции организаций, технологии, с помощью которых можно убеждать людей в необходимом. Сегодня каждый из нас что-либо продает, например, себя, как человеческий ресурс, и учится делать это все убедительнее. В таких условиях становится все сложнее доверять людям.

-3

Как недоверие вредит компаниям

В организациях кризис доверия приводит к росту организационных рисков и расходов на бюрократию. Существуют, так называемые, налоги на отсутствие доверия: компании, в которых наблюдается кризис доверия, располагают развитым бюрократическим аппаратом.

Многие сделки, которые можно заключить за небольшое количество времени, затягиваются на долгий срок лишь потому, что в процессе требуется подписание множества бумаг, которые, в свою очередь, должны пройти через десятки рук. Итого теряется еще один важный ресурс — время.

Недоверие выражается в тотальном контроле над всеми членами команды и постоянных ограничениях, что приводит к отсутствию свободы, творчества и права на ошибку.

Как научиться доверять?

Доверие находится где-то между уверенностью, базирующейся на знании, и верой, базирующейся на интуиции. Согласно концепциям Стивена Кови-младшего и Ицхака Адизеса, доверие к людям в семье, компании или дружеском окружении приходит тогда, когда человек способен доверять самому себе. Таким образом вы будете больше доверять окружающим и собственно излучать это доверие, что побудит людей доверять и вам.

-4

Выбирая людей, на которых сможете положиться, не игнорируйте свою интуицию. Доверие нельзя свести к сумме проверяемых правил. Доверие — важный капитал, которым вы располагаете. Если обжигаться слишком много раз, этот капитал очень скоро израсходуется, потому доверием нужно награждать избирательно, но не жадно. Важно развивать эмоциональный интеллект, чтобы как можно точнее “читать” людей и не разочаровываться в них.

Автор: Лейла Саттарова

👉 Советуем прочитать:

Если статья была полезна для вас, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! У нас приготовлено еще много интересного.

#soft skills #карьера #общение #саморазвитие #семья #личные границы