Рассматривая тему ошибочно присужденных «Оскаров», мы изучаем награждения в номинациях «лучший ведущий актер» и «лучший актер второго плана»
15. Эдриен Броуди – «Пианист » (2002)
Эдриен Броуди приложил невероятные усилия, чтобы войти в образ музыканта-еврея, чудом выжившего во время холокоста, и он заслуживает всяческого уважения за его игру в «Пианисте» Романа Полански – одной из лучших картин о второй величайшей трагедии Второй мировой войны (после гибели десятков миллионов жителей СССР). Но давайте посмотрим правде в глаза. Дэниел Дэй-Льюис был объективно сильнее в «Бандах Нью-Йорка». Некоторые критики также находят, что Броуди переиграли Джек Николсон в «О Шмидте» и Николас Кейдж в «Адаптации». Мы готовы с этим не согласиться. Но вот насчет Дэй-Льюиса у нас нет никаких сомнений. Простите, Эдриен, но ваши закадровые мучения не сделали вас великим актером.
14. Джеффри Раш – «Блеск » (1996)
Австралийский актер был хорош в музыкальном байопике «Блеск», но он был номинирован в неправильной категории. Большую часть экранного времени главного героя фильма изображал Ной Тейлор, и потому Раша нужно было номинировать в категории «лучший актер второго плана». Когда же вносишь поправку на то, сколько в картине сцен с его участием, то Раш проигрывает как Вуди Харрельсону в «Народе против Ларри Флинта», так и Билли Бобу Торнтону в «Отточенном лезвии». Причем последний, пожалуй, обошел бы Раша, даже если бы у того была полноразмерная главная роль. И, кстати, позор, что у Торнтона до сих пор есть лишь «Оскар» за сценарий (за «Отточенное лезвие»). Он явно заслуживает большего.
13. Аль Пачино – «Запах женщины » (1992)
«Запах женщины» по духу очень «русское» кино (где еще в мире так сильно ненавидят стукачей, как в России?), и мы обожаем смачное переигрывание Пачино в роли слепого отставного офицера, который показывает зрителям и главному герою, что значит быть настоящим мужиком. Но «Оскары» Пачино надо было давать вовремя, за его более сильные роли в поистине выдающихся лентах. В 1993-м же статуэтку должен был унести домой Роберт Дауни-младший за заглавную роль в «Чаплине». Или Дензел Вашингтон за заглавную роль в «Малкольме Икс». Или даже Клинт Иствуд за «Непрощенного» – не лучшая игра в карьере мэтра вестернов, но все же более сильная и убедительная роль, чем Фрэнк Слейд в исполнении Пачино.
12. Шон Пенн – «Харви Милк » (2008)
Шон Пенн получил «Оскар» не только потому, что изобразил легендарного гей-активиста, сумевшего подружить свою субкультуру с мейнстримной политикой. Харви Милк – интересный человек и интересный персонаж, и Пенну было что играть и было где блистать (в хорошем, а не в гей-парадном смысле этого слова). Но лучшим актером в 2008 году был Микки Рурк в «Рестлере». По крайней мере, из исполнителей главных ролей, потому что Хит Леджер в «Темном Рыцаре» был еще лучше. И его роль, кстати, была достаточно существенной, чтобы быть номинированной в одной категории с Пенном и Рурком. Хорош в тот год был и Брэд Питт в «Загадочной истории Бенджамина Баттона», но мы бы его, как и киноакадемики, выше Пенна не поставили.
11. Шон Пенн – «Таинственная река » (2003)
Как же повезло Шону Пенну, что мы не раздаем «Оскары»… Была бы наша воля, он бы довольствовался одними номинациями. Но не потому, что он плохой актер, и не потому, что он играет неинтересные роли. Просто, при всем его таланте и при всем его вкусе в выборе персонажей, всякий раз находятся звезды, которые его обходят. Обошли его и в 2003 году, когда Пенн сыграл в драме «Таинственная река». Из пяти претендентов на статуэтку это сделали двое – Бен Кингсли в «Доме из песка и тумана» и Билл Мюррей в «Трудностях перевода». Откровенно говоря, нам в тот год очень хотелось вручить «Оскар» Джонни Деппу за первую серию «Пиратов Карибского моря». Но, следуя академической традиции держаться подальше от суперблокбастеров, мы бы вручили награду Мюррею.
10. Джоэл Грей – «Кабаре » (1972)
Если вы хоть раз в жизни видели «Кабаре», вы никогда не забудете Лайзу Минелли и ее партнера по выступлениям на сцене Джоэла Грея. Грей был превосходен в своих номерах, и, пожалуй, он заслуживал «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Если бы в 1972 году не вышел «Крестный отец». В своей номинации Грей состязался сразу с тремя «крестниками», из которых самым очевидным претендентом на «Оскар» был Аль Пачино, сыгравший Майкла Корлеоне. Учитывая, как важна была его роль для фильма и для истории кинематографа, Аль Пачино должен был получить «Оскар» – вместе со своим экранным отцом Марлоном Брандо, который получил «Оскар» за ведущую мужскую роль.
9. Питер Финч – «Телесеть » (1976)
«Телесеть» не слишком известна в России, и было бы здорово это исправить. Черная комедия Сидни Люмета о свихнувшемся телеведущем и о циничном телевизионном закулисье для нас сейчас почти столь же актуальна, как для американцев. Но при всем уважении к Питеру Финчу, исполнившему главную роль, он все же не переиграл Роберта Де Ниро в «Таксисте». Трэвис Бикл, напомним, тоже не в себе, но его ненормальность проявляется куда тоньше, чем «двинутость» Говарда Била, и играть ее было намного сложнее. Сильвестр Сталлоне в «Рокки» также по праву претендовал на «Оскар», но отдать статуэтку надо было Де Ниро.
8. Джейсон Робардс – «Джулия » (1977)
«Джулия», «Джулия», «Джулия»… Что за «Джулия»? Один из тех фильмов, которые собирают охапку наград и мгновенно вылетают из зрительской памяти. «Джулия» была номинирована аж на одиннадцать «Оскаров», и рассказывала она о двух еврейках, пытавшихся бороться с нацизмом в довоенной Германии. Картина была основана на якобы реальных событиях (даже режиссер Фред Циннеманн позднее признал, что Лилиан Хеллман откровенно врала в своих мемуарах), и Джейсон Робардс сыграл в ней автора детективов Дэшила Хеммета. Приличная, но вскоре забытая роль второго плана. Кто же должен был получить статуэтку? Ну конечно же, блистательный Алек Гиннесс – Оби-Ван Кеноби из «Звездных войн».
Продолжение этой подборки вы найдёте на нашем канале!