Найти тему
Лето близко!

Про выбор мотоблока. Обзор моделей: "Ока", "Авангард", "Угра"

В предыдущих публикациях рассказал об условиях, которые желательно учитывать при выборе мотоблока. Продолжаю делиться своим мнением о конкретных марках и моделях.

Начал обзор моделей я с питерской "Невы", как с самой, наверное, распространённой у нас марки. Именно марки, так как моделей под ней выпускается много, и об их популярности рассказать может только сам производитель (посмотрите эту публикацию, чтобы было понятней).

В то время как другой крупный и известный российский производитель мотоблоков - завод Калужский двигатель (КАДВИ) - выбрал иной подход: выпускает всего три модели с понятными различиями и позиционированием.

При этом завод выпускает и другую продукцию, в том числе военного назначения, так что есть надежда на культуру производства и налаженный контроль качества. Кроме самих мотоблоков на предприятии производят различное навесное оборудование для своих и других популярных моделей мотоблоков, в т.ч, активное, такое как роторные косилки, щётки, снегоуборщики, адаптеры к мотоблокам.

Начнём, пожалуй, с мотоблока «Ока»

Главная его характеристика – старая проверенная временем модель. Насколько старая? да, в общем-то, это самый первый мотоблок, который разработали и начали серийно выпускать ещё в Советском Союзе в 1985 году. Знаете где? На заводе «Красный Октябрь»! Да, на том самом, где сейчас выпускают другие модели под маркой «Нева».

Мотоблок МБ-1, выпускавшийся на заводе Красный Октябрь (фото с сайта магазина завода: https://motoblok.ru/history/)
Мотоблок МБ-1, выпускавшийся на заводе Красный Октябрь (фото с сайта магазина завода: https://motoblok.ru/history/)

Собственно, «Ока» это и есть классический представитель типа мотоблоков МБ-1 (подробней о типах – здесь). Завод КАДВИ начал его производство в 1991 году, когда на «Красном Октябре» перешли на выпуск модели МБ-2.

Конечно, современный мотоблок несколько приукрасили, но основа конструкции та же:

  • мощная рама, на которой крепятся остальные узлы;
  • цепной редуктор в стальном штампованном корпусе;
  • переключение передних передач – сдвигом выступающей оси;
  • два сцепления с рычагами на руле – движение вперёд или назад.

По нынешним временам, вроде бы безнадёжно устаревшая модель: вон, французский Pubert хвастается автоматической трансмиссией! Но если подумать, а особенно попробовать, то начинаешь осознавать, что многие новые «фичи» – голый маркетинг, стоящий дополнительных денег.

Так, смотрю я видео владельцев «Оки»: переднюю передачу штырем на корпусе они включают один раз перед началом использования: пашут на первой, с тележкой катаются на второй. Зато переключаться между передней/задней приходится гораздо чаще, и здесь даже к рычагу на редукторе тянуться/кланяться не нужно: отпустил одну «лапку» на руле, нажал другую – покатил в обратную сторону!

Поверьте – это реальное удобство. А вот то, что руль скрутить в сторону нельзя – недостаток сомнительный. Кому реально удобнее идти не позади мотоблока при обработке земли, а сбоку? Да, видео я видел, но все они были демонстрационные: типа, а можно и вот так, не запачкав штиблеты 😉 .

Два сцепления, конечно, немного сложнее обслуживать, ремни менять. Но всё же, я думаю, не слишком это накладно. Цепной редуктор – красная тряпка для некоторых продавцов. Но, позвольте, у рекламируемого Pubert – он тоже цепной и в штампованном корпусе. Только на цену Pubert это сильно не повлияло: он почти в два раза дороже «Оки»!

И тут как раз повод задуматься: а настолько же лучше аналогичные по компоновке мотоблоки, насколько дороже стоят? Цена, несомненно, - одно из важнейших конкурентных преимуществ «Оки», да и всей продукции завода КАДВИ.

И, кстати, в отсталости завод упрекнуть никак нельзя. Во-первых, он не только «Оку» выпускает, но и другие современные модели собственной разработки (о них – дальше). А во-вторых, у самой «Оки» есть несколько усовершенствованных модификаций: рычаг переключения передач, например, вместо штыря.

Добавлю, что мощная рамная конструкция позволяет устанавливать и более мощные двигатели: завод предлагает несколько моделей с двигателями 9 л.с. Ну, и, конечно, ассортимент навесного оборудования, благодаря классической компоновке и узлам крепления МБ-1, самый разнообразный и сравнительно недорогой.

С точки зрения удобства работы на земле «Ока» сравнима с «Невой», так как имеет схожую компоновку и весовые характеристики. Центр тяжести, может быть, немного повыше: редуктор более лёгкий, но тяжелее расположенная выше рама. Зато «Ока» - отличный выбор для перевозки грузов: колёса большие, максимальная скорость – 9 км/ч!

Когда выбирал, я не взял себе «Оку» только из-за габаритов: в багажнике машины на дачу её не особо повозишь. И грузить тяжело, и высокая, и нужно думать как фиксировать в вертикальном положении. Но если б жил на участке, то скорее всего взял бы, причём самую простую модель за адекватные 30 с хвостиком. Подробнее с актуальным ассортиментом вы можете ознакомиться в заводском интернет-магазине. Ну, а если из Калуги мотоблок вам везти далеко, то Яндекс.Маркет в помощь.

Следующая собственная марка мотоблока от КАДВИ – «Авангард»

Завод скупится на описание на своём сайте. Поизучав видео и отзывы, я для себя позиционирую его как "Оку", но с новой трансмиссией: редуктор здесь шестерёнчато-цепной, в литом алюминиевом корпусе. Соответственно, сцепление уже одно, и передачи переключаются длинным рычагом, торчащим из редуктора. При этом вес новой модели (а её начали выпускать с 2016 года) уменьшился почти на 20 килограмм, и мне непонятно за счёт чего.

С таким редуктором и весом "Авангард" прямо конкурирует с российскими марками "Нева-Компакт" и "Мобил-К". Однако первую, похоже, с этого года больше не будут выпускать, а гагаринские мотоблоки стоят существенно дороже.

Но "Авангард" отличается тем, что у него сохранена рамная конструкция, как у "Оки"! Правда, и руль также не вращается по горизонтали, но про нужность этой "фичи" я уже писал выше. Колёса у моделей в продаже большие - 10 дюймов, хотя в описании на сайте говорится про 8. Колёсные полуоси также диаметром в 30 мм, то есть на них подойдут насадки и от "Невы" и от старшей модели. Из ограничений стоит отметить только низкую скорость движения на второй передаче - 5,3 км/ч . Куда-то далеко ехать будет уже не очень комфортно.

В общем, вполне себе нормальный мотоблок, и отзывы на него неплохие, хотя их и немного. Вот здесь очень бы не помешала работа маркетологов, которые подняли бы эту модель на щит и рассказали нам, глупым, как гладко трутся её шестерни, как цвет руля и рамы подобран в тон резиновым ручкам и т.п.

Шучу, конечно, но когда хвалиться нечем, в ход идут примерно такие "преимущества". Про "Авангард", думаю, производителю есть чего хорошего рассказать, однако единственная рекламная фраза в описании про "инновационную схему развесовки" скорей вызывает недоверие, так как явно скопирована у конкурентов, но, в отличие от них, ничем не подтверждена.

И на закуску поговорим про мотоблок "Угра"

Это явно любимое детище инженеров завода.

Модель уникальна (если не считать китайских реплик) среди мотоблоков среднего класса формой привода: на вал отбора мощности (их два) с зубчатой передачей. Соответственно, здесь двигатель размещён продольно, активные навески подсоединяются сзади, их немного, и они дорогие. Но именно благодаря такой схеме привода усилие двигателя передается гораздо эффективнее, чем через ремни и шкивы.

Так, снегоуборочная насадка выпускается специально для этого мотоблока, и по своим характеристикам приближается к полноценным снегоуборщикам: двухконтурная подача снега, высокий захват. Но стоит она раза в полтора дороже насадки для «Оки».

Конечно, наш народ эти ограничения не смущают: в продаже можно найти насадку-редуктор, переводящую привод вала отбора мощности на обычный шкив. Это позволяет после небольшой допилки пристроить к «Угре» большинство распространённых навесок.

Особенности передачи привода также позволили заводу сделать для мотоблока задний колёсный адаптер с распределением привода, то есть, фактически, сконструировать небольшой полноприводной трактор! Инженеры завода недавно выпустили усовершенствованную версию и придумывают собственные навесы инструментов для данной комплектации.

Мотоблок "Угра" с полноприводным задним адаптером  АМПК-1 на колёсах 19 * 7-8 (фото с сайта заводского магазина: https://motoblok-kaluga.ru)
Мотоблок "Угра" с полноприводным задним адаптером АМПК-1 на колёсах 19 * 7-8 (фото с сайта заводского магазина: https://motoblok-kaluga.ru)

Среди технических решений мотоблока стоит отметить также дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор, обеспечивающий три скорости вперёд. Правда, при использовании некоторого навесного оборудования пользоваться придётся единственной задней передачей. Для этого руль можно развернуть на 180 градусов. Повернуть на меньший угол по-прежнему нельзя.

Развесовка также отличается от остальных моделей: двигатель вместе с центром тяжести смещён вперёд (как и мотоблоков «Агат», но центр тяжести выше). А привод валов отбора мощности расположен сзади. Из-за этого использовать переднюю подвеску в работе неудобно, да и бессмысленно – она заменена подножкой. Рамы у мотоблока нет. Передняя подножка, руль и кронштейн задней сцепки крепятся к блоку двигателя с трансмиссией.

Надо сказать, что этот мотоблок обладает уникальными возможностями преобразования и расширения функций, поэтому будет интересен техно-гикам и любителям конструкторов, или как недорогое средство механизации для некоторых частных хозяйств. Вместе с тем, он избыточен для небольших участков, да и по массе - более 90 кг - уже ближе к классу тяжёлых. Но в комплекте с адаптером точно будет хорошим выбором в качестве средства передвижения по бездорожью.

Учитывая изложенное, я не рассматривал его всерьез для покупки, но обзоры и видео смотрел с интересом. Ещё и потому что цена на этот агрегат и дополнения к нему вовсе не пугает

В целом, все модели завода КАДВИ интересны и поэтому находят своего покупателя. Рекомендую к ним присмотреться.

Надеюсь, всё, что я узнал о моделях мотоблоков завода КАДВИ, и вам поможет в выборе. Если есть собственный опыт - делитесь. Интересна тема - подписывайтесь: дальше планирую рассказать о других моделях, чем понравились и из-за чего купил то, что купил.

Что ещё может быть интересно:

Совет по выбору бензо- и электропилы, а точнее комплекта из того и другого вместе

Электровелосипед: зачем нужен и какой выбрать?

Не мотоциклом единым. Когда максискутер лучше?