Найти тему
ИСТОРИИ О ГЛАВНОМ

Нелюбимый ребенок, 8 глава

Сток-фото: http://beloweb.ru
Сток-фото: http://beloweb.ru

Нелюбимый ребенок. Навигация по главам:

1. Начало истории: https://zen.yandex.ru/media/id/5f3620d969334d153163be5b/neliubimyi-rebenok-604f8065011181447b9999e5

2. Продолжение- 2 глава: https://zen.yandex.ru/media/id/5f3620d969334d153163be5b/neliubimyi-rebenok-2-chast-605029ea6c861f010738749b

3. Продолжение- 3 глава : https://zen.yandex.ru/media/id/5f3620d969334d153163be5b/neliubimyi-rebenok-3-chast-6050e5b4974a7a1569de8507

4. Продолжение- 4 глава :

https://zen.yandex.ru/media/enisea/neliubimyi-rebenok-4-chast-605237fb3eb67941682e7001

5. Продолжение- 5 глава : https://zen.yandex.ru/media/enisea/neliubimyi-rebenok5-glava-60539bcc3729ca110eef2f6c

6. Продолжение - 6 глава https://zen.yandex.ru/media/enisea/neliubimyi-rebenok-glava-6-60558159ac448d29c9949ae6

7. Продолжение - 7 глава https://zen.yandex.ru/media/enisea/neliubimyi-rebenok-glava-7-60587b6008506c23b05ed7d5

***

Так Ветка, вернее уже давно Иветта Владимировна, вернулась в город своего детства. В родном городе она прошлась по старым скверам и паркам, наслаждаясь очарованием осени, думая о том, что таких запахов и красок природы ни в какой другой стране не найдешь. И лишь на родной земле можно ходить, утопая ногами в багряно-желтом ковре из сухих, шелестящих листьев. И в восхищении смотреть на сказочно- красочные кроны деревьев, в которых переплетаются все краски осени: от оставшейся с лета изумрудной зелени, до золота, переходящего в медь…

Сходила Иветта и в школу- гимназию рядом с домом, в которую когда-то и сама ходила. И вновь судьба, уже в образе любимой учительницы из школьного прошлого, изменила траекторию её жизни.

Возвратившись домой, Иветта, вдруг в какой-то момент подумала о том, что надо менять поле деятельности, ничего нового на старом она уже не придумает. Благодаря её неустанному труду, детский дом работал, как хорошо отлаженный часовой механизм. Подросли и новые кадры, которые Иветта тщательно выпестовала, отправляя специалистов на учебу и стажировки в успешные учреждения. Но сама Иветта скучала по конкретной работе с детьми, ведь несколько последних лет работа её носила административный характер. А встреча со старой учительницей, которую позвали на праздничный юбилей в школе, только укрепила её в мысли о смене деятельности.

Так Иветта оказалась вновь в школе. В которой ей когда-то было так неуютно… Будто бы, стремясь что-то еще понять для себя и переосмыслить прошлое… И с этого дня началась в её жизни целая череда чудес.

Иветте выделили четыре класса, где она стала преподавать английский и французский языки. А еще она взяла на себя классное руководство у четвероклассников. Ребятишки были забавные, уже не малыши, но еще и не подростки, самый интересный возраст.

Гимназия считалась в городе одной из самых лучших и её посещали дети из зажиточных семей, которые могли себе позволить обучение детей в элитном учреждении. Но Ветка написала в своем дневнике: «Из огня, да в полымя. В детском доме я видела детей, обожженных жизнью, а здесь, в так называемых благополучных семьях я встретила детей, зябнувших от холода вечно занятых родителей… Увы, также как я когда-то, многие дети росли в своих семьях одинокими и нелюбимыми".

Ветка видела, на сколько уверены в себе и успешны дети, которых в семье любят. И как неуверенны и несчастны нелюбимые. Такие дети и дома, и в классе чувствовали себя забитыми. Они будто притягивали насмешки одноклассников, ощущая себя в глубине души жертвами и изгоями.

Но было и наоборот. Некоторые ребятишки из семей, где культивировалась условная любовь и поощрения только за успехи, стремились выделиться в школе, в кружках и компаниях. Такие дети, не получая внимания дома, изо всех сил старались учиться лучше всех, постоянно доказывая своим родителям, какие они умные и хорошие, чтобы заслужить похвалу.

Бывали и те, кто становился агрессором, вымещая злость на своих же товарищах. А кто-то из ребят становился клоуном, тем, кто постоянно смешит и развлекает своих товарищей. Их ругали учителя и выставляли из класса за паясничество и сорванные уроки, но зато здесь они были в центре внимания. В отличие от собственной семьи, где на первом месте были брат или сестра.

А родители даже не замечали, что любя одного ребенка и не любя другого, они не только делают его несчастным, но и создают предпосылки для ревности и даже ненависти одного к другому.

Иветта видела, что и здоровье отверженных родителями детей тоже было ослабленным. Ведь травмы души часто переходят в тело, добавляя соматические и психосоматические болячки.

Иветта проработала в школе уже почти год. Она выработала свою программу обучения языкам через игру, и огромное количество времени уделяла на внеклассные встречи с детьми и их родителями. Готовили вместе праздники, ходили в кино и походы. Понемногу родители настолько доверились классному руководителю, что уже и сами записывались на консультации, чтобы посоветоваться, как быть в той или иной ситуации.

Так Иветта нащупала и совершенно новую для себя тему: вину самих родителей, за то, что они не любят своего ребенка.

Так вот как бывает, думала Иветта, переосмысливая и свое детство. И, возможно, её мать тоже мучилась от того, что не могла полюбить собственного ребенка? Не могла дать душевную ласку. И заменяла её, делая совершенно ненужные подарки - дорогие куклы и платья, каждый раз подчеркивая, что она будет лучшей в школе, и таких дорогих вещей ни у кого нет. Виолетта не понимала, что ни сами подарки, ни тем более, подобные комментарии к ним, не только не нужны дочери, но и вызывают у неё чувство вины перед другими детьми. Ветке было неудобно, что она живет богаче, чем другие и ей не хотелось быть предметом зависти.

Размышляя об этом, Иветта вдруг вспомнила свой первый юбилей. Мать придумала красочные пригласительные билеты на 10-летие дочери и созвала всех детей из её класса. Ветку нарядили в красивое пышное платье. Гостям с гордостью демонстрировали все подарки, которые получила Ветка. Говорящую и умеющую ходить куклу, красивые туфельки и даже – золотую цепочку с кулоном и выгравированной на нем надписью «Иветта». Мать была в приподнятом настроении, шутила и смеялась, организовывала музыкальные поздравления, подыгрывала детям, когда они тянули на разные голоса: «А я играю на гармошке у прохожих на виду…К сожаленью, день рожденья, только раз в году»...

Только Ветке было неуютно на этом празднике. Улучив минутку, она вышла в свою комнату и переоделась в привычную для себя одежду - джинсы и футболку. А затем засиделась, забыв обо всем, над подарком отца – красочной энциклопедией для детей. Отец уехал в очередной раз в командировку, но оставил для дочери книгу в красивой упаковке с надписью: "Моей любимой доченьке! Вручить в её первый юбилей". Никто еще тогда не догадывался, что отец вернется домой больным и через несколько месяцев семья потеряет своего кормильца...

В какой-то момент в комнату зашла мать и заставила Ветку вновь надеть ненавистное розовое платье и выйти к гостям. Девочке было обидно, что даже в её собственный праздник за неё всё решают и заставляют делать то, чего она не хочет.

Когда разошлись многочисленные гости, мать сразу же удалилась в свою комнату. В наступившей тишине лишь Вера Ивановна позвякивала тарелками, убирая посуду. Ветка, как всегда бросилась ей помогать. И уже на кухне, вдруг обхватила свою старую нянюшку за пояс, уткнулась в её фартук и расплакалась...

Вера Ивановна гладила девочку по голове, обнимала и приговаривала: «Ах ты моя горемычная... Вся в отца... Скучаешь, наверное, по нему?» Ветка мотнула головой. Тем более, что это было правдой. Она скучала по отцу. Но плакала она совсем не от этого...

Было много подарков, шума и помпезности. Но не было душевного внимания и понимания. За весь вечер мать ни разу не обняла дочку, не прижала к себе, не нашла каких-то добрых, простых, но душевных слов, вместо казенных поздравлений на публику. Не спросила, прежде, чем организовывать домашнюю вечеринку, а чего же девочке на самом деле хочется. Виолетта привычно играла роль на сцене, где все должно было крутиться вокруг нее и по её сценарию. Лишь брат, почувствовав своим добрым детским сердечком, одиночество девочки, прибежал к ней вечером в спальню и они, обнявшись, долго шушукались, листая детскую энциклопедию.

Сейчас, с высоты прожитых лет, Ветка понимала, что мать хотела, как лучше. Возможно, не понимая, как может ребенок не радоваться подаркам и общему веселью. Или хотела отучить таким образом дочь от нелюдимости и болезненной стеснительности. А может, подспудно понимала, что не может она дать дочери настоящей любви. И потому заменяла её щедрыми дарами, будто стремясь откупиться.

Из дневника Иветты:

После поездки в Америку я вернулась на свою работу и в свой коллектив, где все меня очень ждали. Я увидела, сколько людей ценят и любят меня. Это переполняло меня радостью от своей нужности людям. Но затем я все чаще и чаще стала ловить себя на мысли, что здесь на этом месте я уже достигла многого и сделала все, что могла. За пять лет работы я вырастила ответственный коллектив, есть те, на кого я могу положиться и передать бразды правления, как когда-то их передали мне.

Сейчас по прошествии времени я думаю, что связано это было еще и с тем, что работа для меня перестала быть тяжелой, все катилось и катилось по одним и тем же накатанным рельсам. А я, по- видимому, подсознательно искала в жизни трудности, чтобы еще и еще раз преодолевать их, как бы доказывая себе и другим, что я что-то значу. Позднее я поняла, что это еще одно качество всех недолюбленных людей. Они все время что-то доказывают себе и другим. Не имея любви, они ищут ей замену через одобрение общества. В словах ли, грамотах ли, в чинах или мундирах. И некоторые действительно взлетают вверх по карьерной лестнице, благодаря своему стремлению все время компенсировать нелюбовь близких людей внешними достижениями…

Я постоянно искала для себя новую и трудную задачу, которую необходимо было решить, а найдя, бросалась в неё, как на амбразуру.

Но благодаря этому, я и встретилась с прошлым. И нашла новую скрепу для себя, своей семьи и всего нашего рода…

После случайной встречи со своей старой и любимой учительницей и долгому разговору с ней, я перешла работать в школу–гимназию. Работала с удовольствием, как всегда нагрузив себя выше крыши. Преподавала иностранные языки, вела классное руководство. Организовала даже психологический клуб для родителей «Воспитание без наказания» и привлекла к занятиям всех школьных психологов.

Наука психология в нашей стране хоть и не новая, но пока еще плохо развитая, особенно среди обывателей. Кого-то первая часть слова настораживает и на предложение поговорить с психологом, они мотают в испуге головой, говоря «Нет-нет, не надо! Я же не псих...». Многие путают психотерапевтов, психологов и психиатров. Для них это всё один черт с приставкой «психо», который будет лезть им в душу, копаться там, выгребая все старое и болезненное, заставляя вновь переживать и переосмысливать его. А это всегда больно…

Но если физическую боль мы готовы терпеть, удаляя зуб, чтобы потом получить облегчение, то душевную боль чаще хороним далеко в сердце, в самом потайном его местечке... Боясь новых страданий, связанных с воспоминаниями. Не понимая, что всё что пережито, можно перешагнуть, а то, что подавлено и спрятано - перешагнуть невозможно…

Боятся обыватели и того, что их будут кормить таблетками или уколами, а еще не дай Бог, поставят на учет на веки вечные: Так и говорят: "И на учебу потом не пойдешь и на работу не устроишься". Все это сплошные мифы, идущие из советского прошлого. И хорошо, что они постепенно преодолеваются. В каждой школе теперь есть свои психологи, знающие особенности детей разного возраста, а в больших школах работает целый штат педагогов-психологов. Ведь в переводе с латыни «psycho» - это душа. А с душой тоже надо работать, освобождая её груза обид и застарелых ран, открывая в себе новые силы и ресурсы.

Я много времени уделяла классному руководству и клубу. Работая с родителями своих учеников я видела, как меняются и дети. И я удивлялась тому, как много на свете семей, где люди не умеют давать любовь друг-другу и своим детям...

Матери рассказывали мне, как на исповеди, свои истории. Некоторые - с болью и со слезами на глазах, понимая, что это неправильно не любить своего ребенка. Жаловались на то, что ничего не могут поделать с собой, но после рождения младшего ребенка вся их любовь направляется теперь только на младенца. Как говорила мне одна мама: «Малыш, такой маленький и беззащитный. Так тянет ко мне ручки… А старший как назло, дерзит и не слушается. Как его такого любить? Конечно, стараемся, чтобы и он получал внимание. Муж с ним занимается. Но ребенку нужна материнская любовь. Я же вижу, какими глазами он смотрит теперь на меня»...

Другие родители замечали, что ребенок у них единственный и очень желанный, но он родился таким болезненным, что уже всю им душу вымотал. Они так устали от его болезней и капризов, что ушли целиком в свой бизнес, в карьеру, а воспитанием ребенка занимается бабушка.

Многие пары мучились от того, что считают себя плохими родителями. Осознавая свою вину, они компенсировали ребёнку недостаток любви и внимания дорогими подарками.

А сколько несчастных детей вырастают в неполных семьях?! Матери-одиночки много работают, чтобы прокормить себя и детей, и часто у них не хватает времени на душевное общение с сыном или дочкой. Поели, уроки сделали и ладно. Дети растут сами по себе, как сорная трава…

Были и особые случаи. Когда вместо отца растит детей отчим. Но отчим не обязан любить чужого ребенка. Достаточно поддерживать с ним ровные и добрые отношения. А если не получается? И ребенок начинает его ненавидеть... А если еще мать, уйдя в новую жизнь с новым партнером, начинает ненавидеть старого. А вместе с ним и следствие этих отношений – его ребенка, как на зло, так похожего на своего отца, которого она уже вытеснила из своего сердца...

Вот и вырастает очередной нелюбимый с детства человечек. Получится ли у него совладать с этим, вырасти уверенным и целеустремленным, умеющим добиваться своих целей и радоваться жизни? Умеющим любить и себя и других. Ведь недаром в Библии говорится: "Возлюби ближнего, как самого себя". Но как полюбить кого-то, если человек не умеет любить себя?"

Я поняла, как много на свете нелюбимых детей и не любящих родителей. Я часами разговаривала с родителями, рассказывая о детской психике и консультируя их. В этих разговорах часто выяснялось, что и сами родители жили «в состоянии нелюбви», их также не понимали собственные родители. И они до сих пор стремятся, во что бы то ни стало получить ту, недополученную в детстве любовь через внешнее ободрение их заслуг.

Я и про себя давно поняла, что я нелюбимый ребёнок. И то, чего мне не хватило в отношениях с мамой - тепла и любви, признания и одобрения, я стала искать в других местах. Через свою работу, часто очень жертвенную и даже одержимую…

Я постоянно стремилась быть хорошей - самой лучшей, самой дисциплинированной и обязательной, самой доброй и самой милосердной, компенсируя нелюбовь матери к себе через одобрение окружающих. А затем, во взрослой, самостоятельной жизни, компенсируя таким образом, и собственную нелюбовь к себе.

И сейчас моей задачей было, чтобы это поняли и родители моих учеников. Поняли, а затем стали работать над собой. Потому что, только через изменения самих себя мы можем изменить своих детей. Ведь дети отзеркаливают нас и наши проблемы. И это очень долгий путь - изменение себя. И начинается он с принятия и прощения. Осознание своей собственной ценности и уникальности, безусловной любви к самому себе, просто так, за то, что ты есть. А еще - принятие и прощение своих родителей. Потому что прошлое уже не вернешь, а будущее еще возможно исправить, если найти себя в настоящем. И тогда постепенно приходит понимание, как жить дальше, как понять себя и собственного ребенка, как разговаривать с ним.

Так прошел год. Пока в мой класс не пришла интересная девочка. Звали её Алена. И она сразу заинтересовала меня. Девочка поразила меня своими фиалково-синими глазами. Они были точь-в-точь, как у моей матери. Большие и красивые, обрамленные густыми черными ресницами.

И чем больше я всматривалась в девочку, тем больше видела в ней родного и давно знакомого мне человека. Я не верила своим глазам. Мне казалось, что этого просто не может быть…

Окончание повести Нелюбимый ребенок. Глава 9: Сила любви:

Дорогие мои читатели! Спасибо за Прочтение и Комментарии, за Лайки и Подписку. С теплом, ваш автор: Елена Сидоренко

Читайте другие "ИСТОРИИ О ГЛАВНОМ":

Чудесная горошинка

Мне нужен папа

Венец безбрачия

Ошибка молодости