Как известно, в политике разбираются практически все. Потому что чего там, блин, разбираться-то?.. Количество кухонных политологов, пожалуй, уступает только числу диванных футбольных экспертов, гораздо лучше Черчесова знающих, как тренировать сборную.
Между тем большинство этих «политологов» не знают даже с какой стороны подойти к политике. У них отсутствует понимание того, что политику создает экономика, а идеология вторична. Попытка понять политику через идеологию равнозначна усердному облизыванию фантика конфеты с целью ее распробовать.
Людей же, имеющих хотя бы базовое представление об экономических закономерностях, очень немного на самом деле. Сколько начинающих предпринимателей разоряется только потому, что не способны усвоить их хотя бы на интуитивном уровне. Для них настоящим – и весьма неприятным – открытием становится тот факт, что принципа «купил подешевле, продал подороже» явно недостаточно для успешного ведения самого простого бизнеса.
Потому я всячески стараюсь избегать разговоров о политике в компании людей, от политики далеких. Они сильно напоминают спор о радуге со слепыми. Но увести беседу в сторону удается не всегда…
На днях разгорелся такой вот горячий спор о бедности в России. О том, победит ее наконец-то наша доблестная власть или нет. И если да, то когда. А если нет, то почему. И чем все это закончится. Я держался в стороне. Можно сказать, пережидал дождик под навесом. Рано или поздно ветер все равно разгонит тучи, выглянет солнышко, и можно будет поговорить о чем-нибудь другом. Но один из спорщиков смог-таки меня удивить. В какой-то степени. Вздернув высоко подбородок и гордо оглядев оппонентов, он заявил, что властям выгодно, чтобы в стране были бедные.
Понимаете, он с вызовом это сказал. Наверное, видел себя эдаким Галилеем с его «А все-таки она вертится». Интересно, он так же гордился бы собой, объявив, что дважды два – четыре?
Говорить о том, что прослойка бедного населения выгодна властям капиталистического государства – это то же самое, что уверять, что кислород полезен для горения. Не просто полезен, необходим. Без достаточно большого количества бедного, даже крайне бедного населения капиталист попросту не выживет. Это утверждает любая экономическая теория. Любая, а не только богопротивная марксистская.
С огромным удовольствием владелец капитала погрузил бы в нищету все население страны, чтобы сдвинуть кривую предложения на рынке рабочей силы максимально вниз, но к счастью есть два сдерживающих фактора. Нет, человеколюбия среди них нет. Все гораздо приземленнее.
Во-первых, кто-то должен покупать произведенные товары и услуги. Так что нужен и тот самый благословенный средний класс.
Во-вторых, если процент ввергнутых в нищету превышает некое критическое значение, эти самые нищие имеют обыкновение браться за грабли. Не для того, чтобы ворошить сено.
Вот и все. Так и балансируем. Сейчас всеобщая глобализация дает возможность владельцам капитала из стран «золотого миллиарда» переносить производство в страны с более дешевой рабочей силой. На их счастье есть Африка, Азия, Россия… С их помощью в своей собственной стране можно какое-то время поддерживать относительное благополучие. Да что там золотой миллиард, вон чехи и те в России заводы открывают. А мы и не нарадуемся – рабочие места же ж! Налоги опять-таки!
Но я сейчас не об этом. Просто в очередной раз призываю: люди, ну говорите вы о том, в чем хоть что-то понимаете! Пожалуйста. Как часто вы с умным видом рассуждаете о гипотезе Пуанкаре, а потом кто-то из вас заявляет, что один плюс два, оказывается, равняется трем…