Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

«Око за око» не замедлил жестко ответить Пекин на новые европейские санкции. Брюссель в шоке.

Пекин: программы обучения, схемы работы и более качественное образование помогли искоренить экстремизм в Синьцзяне. Европейский союз, США, Великобритания и Канада на прошлой неделе ввели новые санкции в отношении китайских чиновников из-за репрессий против уйгуров и других мусульманских меньшинств, и Пекин незамедлительно «око за око» жестко ответил европейцам контрсанкциями.

Брюссель, Лондон и Оттава занесли в черный список бывших и нынешних официальных лиц в регионе Синьцзян – Чжу Хайлунь, Ван Цзюньчжэн, Ван Миншань и Чэнь Минго – по обвинениям в злоупотреблениях, которые вызвали международное возмущение. Скоординированный удар также был направлен против государственного производственно-строительного корпуса Синьцзяна. Вашингтон, наложивший санкции на двух из этих чиновников в июле 2020-го года, добавил двух других в свой санкционный список.

«Совместные действия посылают самый четкий сигнал о том, что международное сообщество едино в своем осуждении нарушений прав человека Китаем в Синьцзяне и необходимости того, чтобы Пекин прекратил свою дискриминационную и репрессивную практику в регионе», – заявило министерство иностранных дел Великобритании. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Китай «продолжает совершать геноцид и преступления против человечности в Синьцзяне», и призвал Пекин «положить конец репрессиям против уйгуров». Министр иностранных дел Канады Марк Гарно сказал, что санкции подчеркивают «серьезную озабоченность продолжающимися нарушениями прав человека» в Синьцзяне.

Символические шаги Европы – это первый раз, когда Брюссель и Лондон действуют вместе, в других же вопросах они все больше и больше расходятся друг с другом после Brexit – нацелены на Китай из-за обвинений в широко распространенных злоупотреблениях и принудительном труде в Синьцзяне. В последний раз санкции ударяли по Пекину из-за нарушений прав человека, когда в 1989-м году ввели эмбарго на поставки оружия, после подавления разгона демонстраций на площади Тяньаньмэнь.

Пекин подверг критике меры ЕС и немедленно нанес жесткий ответный удар, объявив о запрете на въезд 10 европейцам, в том числе пяти членам Европейского парламента, а также двум органам ЕС и двум аналитическим центрам. Министерство иностранных дел Китая заявило, что ЕС «серьезно вмешивается во внутренние дела Китая» и «серьезно подрывает отношения Китая и ЕС».

«Наглый и нелепый шаг». После контрсанкций Пекина весь истеблишмент ЕС прибывает в шоке. Никто в Брюсселе и Лондоне не только не ожидал ответного удара, но и не представлял себе его масштабы. Ответный удар Пекина вызвал осуждение всего спектра политических сил в ЕС. «Вместо того, чтобы изменить свою политику и решать наши общие законные проблемы, Китай снова закрыл глаза, и эти меры достойны сожаления и неприемлемы», – заявил глава внешней политики ЕС Хосеп Боррелл после встречи министров иностранных дел. Райнхард Бутикофер, немецкий депутат, против которого были введены санкции, сказал AFP, что ответ Китая был «наглым и нелепым». «Как гласит китайская пословица: камень, который они подняли, упадет на их собственные ноги», – сказал он.

Правительство Нидерландов вызвало посла Китая после того, как один из его национальных законодателей попал под санкции. «Решение Китая – совершенно неоправданная реакция», – сказал премьер-министр Марк Рютте. Во Франции министерство иностранных дел отвергло возможность отмены санкций и, в знак роста напряженности, вызвало посла Китая в Париж из-за «неприемлемых комментариев», которые он сделал в последние дни.

Правозащитные группы считают, что, по крайней мере, один миллион уйгуров и других преимущественно мусульманских меньшинств был заключен в лагеря в северо-западном регионе, где Китай также обвиняется в насильственной стерилизации женщин и применении принудительного труда. Китай категорически отрицает обвинения в принудительном труде с участием уйгуров и заявляет, что программы обучения, схемы работы и более качественное образование помогли искоренить экстремизм в регионе.

ЕС сталкивается с необходимостью соблюдения тонкого баланса в отношениях с Китаем, поскольку рассматривает Пекин как соперника, но также как потенциального экономического партнера. Брюссель в конце прошлого года подписал крупный инвестиционный пакт с Китаем после семи лет переговоров, но находится под давлением администрации нового президента США Джо Байдена. Байден же стремится создать единый фронт против Пекина, отказавшись от одностороннего подхода своего предшественника Дональда Трампа.

Блинкен в настоящее время находится с трехдневным визитом в Брюсселе, в ходе которого он обсудил внешнюю политику с главой ЕС Урсулой фон дер Ляйн. До этого визита Блинкен обменялся яростными колкостями с китайскими официальными лицами во время их первых переговоров на высоком уровне на прошлой неделе на фоне растущей напряженности между соперничающими мировыми державами.

Европейский инвестиционный пакет, в конечном итоге, должен быть одобрен Европейским парламентом, но сопротивление подписанному соглашению растет. Глава парламента Дэвид Сассоли настаивает, что шаг Китая «будет иметь последствия». Меры ЕС, принятые в понедельник на прошлой недели, были частью пакета санкций в области прав человека, в который также вошли фигуры из России, Северной Кореи, Эритреи, Южного Судана и Ливии.

Механизм, призванный облегчить блоку преследование нарушителей прав по всему миру, был запущен в этом месяце с санкций в отношении четырех российских чиновников из-за ареста критика Кремля Алексея Навального. В списках, опубликованных в официальном журнале ЕС, фигурируют два высокопоставленных должностных лица в российской Чечне по поводу преследования геев в этом регионе. Они также были нацелены на двух северокорейских министров, двух лидеров ливийских ополченцев, старшего командира армии Южного Судана и агентства национальной безопасности Эритреи.

- AFP