Зачастую родители думают, что их ребёнок это такой же человек, как они, только маленький. На самом деле ребёнок отличается от взрослого человека гораздо сильнее, чем кажется. Он не просто меньше знает и хуже понимает, нет. Он буквально по-другому видит этот мир. Мозг ребёнка и мозг взрослого это два кардинально разных мозга.
«Говорить ему что-то – бесполезно!» – типичная родительская фраза. Чаще всего родители жалуются именно на это. Вот, вы объясняете что-то своему ребёнку, он кивает, правильно отвечает на ваши уточняющие вопросы, а потом делает всё кардинально противоположное тому, что вы ему сказали.
Как же так? Вы же все очень чётко и доступно объяснили, десять раз переспросили, понял ли он вас, а в итоге – вот. Что это? Желание позлить, специально сделать наоборот? Нет. Дети могут говорить, что поняли, когда на самом деле поняли они вас очень по-своему.
Современные исследователи детской психики говорят , что ребёнок до 10-11 лет практически не имеет правильных представлений о тех или иных понятиях. За каждым вашим словом у него стоит своё до конца не сформированное значение. То, что он использует какие-то слова, далеко не обязательно означает, что он понимает их смысл.
Люди очень сильно преувеличивают интеллект детей , не понимая, что те просто повторяют знакомые слова и далеко не всегда понимают смысл, потому что для них он ещё слишком сложный.
Что же с этим всем делать? Ну, для начала, принять, что дети понимают вас гораздо хуже, чем кажется. Для эффективного взаимодействия со своим ребёнком нужно говорить с ним на его уровне. Объясняя своему сыну, что драться с одноклассниками ненужно, не имеет смысла говорить, что это плохо. Он ещё не способен понимать, что есть хорошо, а что есть плохо, для него это очень расплывчатые понятия.
Проще в таком случае сказать, что драться это больно, что должно на него подействовать, так как он уже знает, что такое «больно». Второе, что нужно знать, это то, что крик не поможет ребёнку вас понять. Воспитывать ребёнка криком и страхом — самая неэффективная стратегия воспитания.
Во-первых, вы пугаете ребёнка. Даже взрослый человек не может адекватно соображать под воздействием страха.
Во-вторых, ругая ребёнка за то, что он, допустим, съел конфету до еды, вы не отучите его это делать, потому что, вместо того, чтобы понять, что конфеты до еды есть нельзя, он поймёт, что в следующий раз нужно будет делать это так, чтобы родители не узнали об этом. Ругая ребёнка, вы настраиваете его против себя, вы заставляете его бояться вас.
У родителя должен быть авторитет, а авторитет всегда строится на уважении. И это третий пункт. Человек никогда не будет уважать того, кого он боится. Он может слушаться кого-то из страха, но он будет делать это, ненавидя его. Это не то, что нам нужно. Родитель должен быть добрым, спокойным и убедительным. Говоря ребёнку о том, что можно, а что нельзя, нужно говорить это спокойно, не провоцируясь на истерики. Дети это эдакие маленькие манипуляторы. Они знают, что, начав истерить в магазине, могут вынудить маму купить игрушку.
Каждый раз, когда вы введётесь на эту провокацию , ребёнок все больше понимает, что это работает, и привыкает к такому типу поведения. Тут главной задачей является показать ребёнку, что бессмысленно начинать истерику. Если мама сказала «Нет» – значит, нет.
Ну и, в конце концов, читайте книги по детской психологии и познавайте ее для более эффективного и благоприятного воспитания своего ребёнка.