Когда-то мы уже делали для вас материал про самых известных антигероев мировой литературы (см. ссылочки в конце статьи). Сегодня поговорим о злодеях, которые не похожи на стереотипных литературных антагонистов.
Известно, что сделать хорошего вымышленного злодея не так просто. Лучшие из них проработаны так глубоко, что способны вызывать к себе сочувствие. Ну, или по крайней мере, некоторое понимание их мотивов.
«Антизлодей» нередко является вполне себе героем, который лишь волей обстоятельств оказался на «плохой» (с точки зрения главного героя и читателя) стороне. Мотивы при этом у него могут быть самыми разными.
Злодеем можно стать из-за тяжелой личной биографии. Сама жизнь могла приучить персонажа (чистого выживания ради) верить лишь себе и не делать добра авансом.
Он может искренне полагать, что совершенное им сегодня малое зло может привести к великому благу для всех в будущем. Или он просто верен присяге, принесенной когда-то хорошему человеку, который со временем стал плохим. Варианты падения бывают разные.
Иногда такой персонаж преследует самые респектабельные цели, однако методы его «подкачали» — они, мягко говоря, не бьются с общепринятыми моральными стандартами. Случается и наоборот, когда персонаж глобально преследует не самые благие цели, однако в процессе совершает вполне себе героические поступки (скажем, демонстрирует редкую отвагу и готовность к самопожертвованию). В общем, как антигерои — это такие «негероистые герои», так и антизлодеи — это не очень похожие на злодеев злодеи.
Вроде бы с теорией разобрались. Перейдем к примерам.
Понтий Пилат, Библия
Истинный праотец описываемого здесь тропа. Вне всякого сомнения он оказал огромное влияние на антизлодеев мировой литературы. Это исторический (т.е. реально существовавший) римский прокуратор, который по данным Евангелий испытывал симпатии к Христу.
Библейский Пилат совершенно искренне попытался спасти доставленного к нему на суд проповедника, однако не слишком в этом преуспел. Породил утвердившийся в европейских языках мем «Я умываю руки». По существу, нормальный мужик, который оказался не на той стороне истории. Кстати, в эфиопской версии христианства он даже канонизирован, поскольку там считается, что перед смертью он успел-таки покаяться.
Емельян Пугачев, «Капитанская дочка» Пушкина
Злодей и душегуб, который, однако помнит сделанное ему добро, и вообще выписан как жутковатый, но романтизированный и в целом способный на добрые поступки персонаж. Не стал казнить верного присяге Петрушу Гринёва буквально за то, что тот в свое время подарил ему заячий тулуп. Позднее помог парню выручить невесту Машу из лап негодяя Швабрина.
Кстати, Пушкин в целом довольно серьёзно относился к историческому материалу и в основу романа положил реальные воспоминания участников восстания и факты биографии офицера Михаила Шванвича, который перешел на сторону пугачевцев. Кстати, в книге его черты поровну разделены между главным героем и антагонистом. Так что можно смело предположить, что и положительные черты Пугачева не были выдуманы писателем.
Фёдор Долохов, «Война и Мир» Л.Н. Толстого
Эталонный циник, негодяй, бретёр, картёжный шулер. Не будучи богат и влиятелен, все же способен заставить окружающих уважать его и бояться. А ещё он герой войны, отчаянный храбрец, а также... любящий родственник («этот буян, бретёр жил с старушкой-матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат»).
Образ Долохова частично срисован с офицера-партизана Ивана Дорохова, но гораздо больше черт он вобрал из двоюродного дяди Льва Николаевича — знаменитого Федора Толстого-Американца. Человек этот своей жизнью настолько сильно повлиял на русскую литературу, что у нас в канале про него теперь имеется отдельная статья.
Длинный Джон Сильвер, «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона
Пират, «которого боялся сам Флинт», действительно способен навести на окружающих оторопь. Этот одноногий калека с железной волей способен в одиночку психологически противостоять толпе пиратов, а также без всяких раздумий укокошить противника летающим костылём.
При этом Сильвер — человек весьма специфически понятой воровской чести. Он свято блюдёт устные договорённости с джентельменами и неоднократно спасает главному герою-мальчишке жизнь (естественно, не без дальнего расчёта на то, что Джим позже замолвит за пирата словечко перед друзьями).
План сработал и Сильвер благополучно добрался до Англии. По дороге, правда, умыкнув часть сокровищ, он сбежал с «Эспаньолы» чтобы не повиснуть на справедливо полагающейся ему рее. По одной из версий книги на краденое золото он купил таверну, где потом благополучно и дожил свои дни.
Леди Эстер, «Азаель» Бориса Акунина
Внешне исключительно благообразная дама (по легенде — владелица сети благотворительных учреждений) стоит во главе всемирного заговора, целью которого является приведение человечества к светлому (основанному на знаниях и научно-техническом прогрессе) будущему. Главный герой в общем-то разделяет цели злодейки, вот только методы их реализации леди выбрала, мягко говоря, не самые благородные. На чём, обственно, и погорела.
Топ-14 литературных антигероев (первая часть)
Топ-14 литературных антигероев (вторая часть)
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать в свою Яндекс-ленту больше материалов на похожую тему!