У него несметное количество профессиональных наград и титулов, он невероятно плодовит, и все его коллеги и знакомые всегда поражались его бешенной работоспособности. Он один из немногих советских модельеров, о которых знали по ту сторону железного занавеса. А вот в детстве Слава Зайцев (родился в Иваново в 1938 году) рисованием не увлекался, зато много и с удовольствием пел. Его мама Мария Ивановна занималась в хоре и часто брала его с собой на выступления. И будущий мэтр отечественного моделирования одежды разъезжал по колхозам и пел про золотую пшеницу. А после победы на одном из школьных конкурсов пения его даже хотели забрать преподаватели из Москвы, разглядев у мальчика певческий талант. Но мать тогда сына не отпустила.
Рисовать Зайцев начал тоже благодаря маме. Однажды захотел подарить ей что-то красивое, но жили бедно (отец Михаил Яковлевич в годы войны был в немецком плену и бежал оттуда, был осужден как изменник Родины), и денег на покупку не было. Тогда Слава начал вышивать крестиком и гладью, а для вышивки нужны были узоры. Зайцев стал собирать цветы, сушить их и зарисовывать. А после седьмого класса пошел за компанию с одной приятельницей поступать в Ивановский химико-технологический техникум на художника по текстилю. Девушка не прошла, а Зайцева взяли. В 1956 году окончил техникум с отличием и получил направление в Московский текстильный институт, где к третьему курсу определился с будущей профессией. В институте же Зайцев и начал шить - прежде всего для себя (за одну ночь мог сделать две сорочки), уже тогда его наряды ослепляли буйством красок. Хотя, вспоминая свои студенческие одеяния, Зайцев признает их аляповатость.
Изучая историю моды и искусства, перерисовывая сотни костюмов разных эпох Слава осознал, что знание истории костюма - одно из самых важных для модельера. И раз и навсегда решил, что нужно нести в мир красоту, это стало его жизненным кредо.
После окончания института (в 1962) Зайцев должен был отправится в ОДМО. Но судьба подкинула ему испытание на пути в заветное для многоих советских модельеров здание на Кузнецком мосту. Незадолго до защиты диплома (под руководством Веры Араловой) декан факультета изменил тему его выпускной работы. Вячеслав планировал работать над костюмами к балету на льду, а ему поручили разработку рабочей одежды. Во время распределения тот же декан поставил Зайцева перед выбором - Владивосток или подмосковная фабрика. Он выбрал последнее и попал на экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза (городк Бабушкин), где стал работать художественным руководителем.
Первым делом ему поручили разработать одежду для работниц села. За основу Зайцев решил взять русский народный костюм. Рассуждал тогда 24-летний специалист примерно так: надо добавить в унылую спецодежду цвета, ведь в старину деревенские жители не боялись ярких оттенков, почему же сейчас все стало серо-коричневым? Зайцев расписал обычные телогрейки и валенки в сочные цвета, а из павлопосадских платков сшил широкие юбки. Увидев коллекцию Зайцева худсовет опешил: «Вы что, смеетесь над советской действительностью?» - и тут же перевел его в цех - работать непосредственно на производстве. Неожиданно Зайцевым заинтересовались французы.
В 1965 Зайцев все таки занял должность художественного руководителя в доме моделей на Кузнецком мосту. В этом же году Москву посетила делегация из Франция: модельер Марк Боан (с 1960 по 1989 возглавлял Christian Dior), Ги Ларош и Пьер Карден. Узнав обя этом Вячеслав решил увидеться с коллегами и бросился искать подходящую одежду: в магазине урвал уцененное пальто, Художник Лев Збарский (муж Регины) одолжил пиджак. Вячесла не получил разрешение сверху на встречу сам поехал к французам и подружился с ними. А Карден в знак дружбы потом помог перевезти через границу огромное количество шикарных тканей и передать их Зайцеву.
А между тем в СССР к 1970-м годам на складах скопилось огромное количество простого, далеко не роскошного шпателя с «бабушкиными» рисунками, которые никто не раскупал. И тогда министерство легкой промышленности, желая избавиться от неликвида, попросило Зайцева разработать модели одежды из этой ткани. Наряды вышли настолько замечательными, что их моментально раскупили, а шпатель вошел в моду и стад дефицитом!
Энергии у Зайцева было хоть отбавляй, он начал сотрудничать с театрами (первым опытом стала работа над костюмами к спектаклю «Женитьба Фигаро» в Театре Сатиры в 1969 году, брал частные заказы. От работы в Доме моделей не чувствовал удовлетворения, всё что создавалось в этих стенах нигде не продавалась, только пополняло гардеробы жен членов ЦК. Зайцев, как сын врага народа долгие годы был невыездным.
В конце 1980-х модельер все чаще стал представлять свои коллекции под именем «Слава Зайцев». Лихие девяностые принесли свои взлеты (он выпустил свои духи «Маруся», свободно показывал коллекции по всему миру, организовал конкурс профессиональных художников-модельеров им. Надежны Ламановой, открыл «Лабораторию Моды Вячеслава Зайцева») и падения (пережил рейдерский захват своего бизнеса, попытка продавать вещи вне дома моды провалилась).
Платье-балахон Аллы Пугачевой - также родом из Дома моды. Ярко-красная размахайка появилась в фильме «Женщина, которая поет», когда для активно перемещающейся по сцене певицы искали костюм, не стесняющий движений. «Балахончик», - называла его Алла Борисовна.
У Зайцева одевались многие знаменитости. Какие чувства у вас вызывает модельер? Пишите комментарии, мне важно Ваше мнение?
Читайте также:
Высоцкая против Пересильд
Сбежавшие и оставшиеся свадебные наряды в кино
Звездные шнурки в клипах «Ленинград»