Вопрос качества производимых изделий и оказываемых услуг является одним из важнейших для компании, ведь именно он во многом определяет ее успешность, конкурентоспособность, будущее на рынке, в конце концов. Само по себе, в отрыве от четких установок, цифр и нормативов, это понятие достаточно размыто, поэтому для успешного движения вперед необходимо четко представлять себе типологию и критерии качества, а также методы его измерения.
Товар надлежащего и ненадлежащего качества
Простейший способ классификации предлагает разделять качество продукции на надлежащее и ненадлежащее в зависимости от ее характеристик и способности удовлетворить потребность покупателя.
Товар надлежащего качества:
- отвечает указанным в нормативных документах характеристикам;
- способен в полной мере выполнять возложенную на него функцию;
- обладает долговечностью и хорошей пригодностью к ремонту;
- эргономичен, т. е. удобен в использовании;
- не представляет опасности для человека при условии адекватного его применения в соответствии с инструкцией и назначением;
- не оказывает негативного влияния на окружающую среду;
- выглядит эстетически привлекательно;
- предусматривает безопасные и экологичные методы утилизации по истечению срока годности.
Легко догадаться, что товар ненадлежащего качества не обладает полным набором перечисленных свойств или же ни одним из них.
Другая разновидность классификации предлагает делать упор на экономическую составляющую как со стороны потребителя, так и производителя.
В данном случае товар надлежащего качества:
- приносит прибыль изготовителю и продавцу, после реализации окупая себестоимость изделия при производстве;
- накладывает на покупателя невысокие эксплуатационные расходы в виде потребляемой товаром энергии, его обслуживания, ремонта и т. д.
Обратите внимание! Желательно, чтобы качество было возможно выразить в единицах измерения, будь то рубли, месяцы эксплуатации, технические возможности. Это переводит интересующее нас понятие из умозрительной плоскости в реальную.
Помощь в оформлении разрешительной и нормативной документации в центре сертификации 💪 СерТраст
⬆️ Телефон: 8 (800) 555-59-94
✅ Сайт компании: https://sertrust.ru
📖 Услуги компании: https://sertrust.ru/uslugi
🤟 Почта: info@sertrust.ru
Качество продукта на стадии разработки
Перечисленные категории позволяют определить качество готового и выпущенного или, по крайней мере, готового к выпуску на рынок товара. В иных случаях могут применяться другие, более актуальные варианты классификации.
Качество может быть:
- контрактным, официально установленным соглашением между производителем и, к примеру, инвестором;
- одобренным, иными словами, выражающим характеристики товара, получившие официальное одобрение экспертов с обеих сторон, участвующих в разработке;
- предписанным, т. е. зафиксированным в нормативных документах, используемых при производстве;
- реальным или существующим в определенный ограниченный момент времени — при оценке, транспортировке, реализации.
Методы контроля качества
Говорить об уровне качества, не имея возможности тем или иным способом измерить его, достаточно сложно. К счастью, на сегодняшний день разработано немало подходящих методик оценки и контроля.
К ним относятся следующие методы:
- Измерительные. Самый примитивный, но при этом простой в применении способ, заключающийся в проверке физических характеристик изделия с помощью разнообразных измерительных приборов от линейки до дефектоскопа. Полученные данные сопоставляются с заявленными в технических условиях, после чего делается вывод о качеств продукта.
- Регистрационные. Заключаются в фиксации действий какого-либо прибора, например, сбоев в его работе.
- Эксплуатационные. Позволяют установить скорость износа изделия, удобство его использования, уровень шума и т. д.
- Органолептические. Применяются там, где бессильны инструменты. Так, установить качество аромата духов или звучания музыкального инструмента можно лишь с помощью органов чувств, а не измерительных приборов.
- Социологические. В отличие от предыдущей группы, где оценка качества возлагается на плечи экспертов, здесь привлекают к оценке простых потребителей, проводя опросы, анкетирования, дегустации и т. д., а после изучают и суммируют полученные отзывы.