Ещё больший скепсис чем авангард у меня вызывало советское искусство: казалось, оно ограничивается портретами вождей и сценами из жизни пролетариата. К моему удивлению, в музее меня ожидало много интересных работ, не только воспевающих советский строй, но и созвучных общечеловеческим мотивам.
Гуру соцреализма
Знакомство с искусством СССР началось с монументальной картины «Вратарь» – гимна советскому спорту с поистине впечатляющей перспективой и композицией. Автор картины Дейнека успел за жизнь поработать фотографом в уголовном розыске, отучиться во ВХУТЕМАСе, создать мозаики для МГУ и московского метро, стать академиком и народным художником СССР. Из выставляемых в Новой Третьяковке полотен Дейнеки мне больше всего запомнились «Улица в Риме» (необычное двухчастное деление картины) и лирическая «Будущие лётчики» (отражает всесоюзное увлечение небом и авиацией).
Советское бывает разным
В живописи СССР хотелось бы отметить мрачные, но завораживающие психологические сюжеты Голополосова, выразительного и убедительного «Человека в лодке» Вильямса, пронзительных «Матерей» Ткачева и нежную «Весну» Пластова. Особняком стоит воздушная и радостная «Новая Москва» Пименова – олицетворение чаяний социализма. После советских в квадрате «Сталин и Ворошилов в Кремле» Герасимова, «Большевик» Кустодиева и «Новая планета» Юона оказалось захватывающим вглядываться в нежную и загадочную «Женщину в белой повязке» Фалька, пёстрый и атмосферный «Портрет Мейерхольда» Кончаловского и очаровательный «Псковский пейзаж» кисти Малагиса.
Задевая нерв общества
Если в русском авангарде меня больше всего поразил супрематизм, то в советском искусстве открытием стало творчество последнего из великих соцреалистов Гелия Коржева. Прежде всего, живописец был невероятно точен в изображении социальной несправедливости и сложности современного миропорядка («Следы войны», «Мать», «У врат»). Кроме произведений на сложные социальные темы Коржеву удавались, получаясь необыкновенно пронзительными и живыми, картины на библейские и евангельские сюжеты («Оплакивание», «Искушение», «Благовещение»).