Несколько лет назад, на весенние каникулы, мы рванули в Крым. Вдруг, неожиданно собрались и полетели. Всего на несколько дней. Но как же здорово это было. Прилетев в Симферополь ночью, мы с утра пораньше уже мчались на взятой на прокат машине в сторону моря.
Первую остановку мы сделали в Бахчисарае. В планах был Успенский пещерный монастырь. Но как часто бывает... Планируешь одно, а получается... Волей случая мы прошли мимо, а когда поняли это отправились "искать" пещеры. Так что на вершину плато нас привела случайность, а может... Может так и должно было быть.
Первое что мы увидели, припарковав машину были висящие вниз головой альпинисты. А вернее молодые ребята покоряющие отвесные скалы напротив стоянки.
Дорога оказалась не из легких. Но поворачивать назад не в наших правилах. И это даже несмотря на то, что одеты мы были не для покорения горных вершин. Собственно, как сказал один из моих знакомых, это новый вид горной экипировки.
Шпилек в этот раз на мне конечно не было, но и кроссовок на ногах тоже не наблюдалось. Причем не только на моих ногах. Мы же шли в монастырь, а пещерный город... Кто же думал что пещеры окажутся высоко в горах.
Но это все было впереди. А пока... Мы шли и любовались природой и открывающимися видами.
А виды надо сказать были великолепные. Одна "украинская мазанка" чего стоила. И лишь присмотревшись, понимаешь что крыша не что иное как камень.
Невероятно красиво цветущая магнолия. И спрятавшийся в расщелине храм.
И снова горы, горы, горы...
Уходящий вверх склон покрыт просыпающимся лесом.
А подпорная стенка украшена вставками с изображениями библейских животных.
К попавшемуся по дороге домику проход был закрыт. Надпись на висевшей табличке гласила: Посторонним проход запрещен.
Неожиданно наше внимание привлекла птичья трель. Исполнителя нигде не было видно. Заметили мы зяблика, а это был именно он, лишь после того как подошли к нему практически вплотную.
А дорога вела нас все дальше и дальше, все выше и выше. Мимо старого мусульманского кладбища.
И вот перед нами открылся удивительный вид.
Горы, обрывы, пещеры...
Преодолев почти два километра, мама с дочкой решили отказаться от дальнейшего пути, предпочтя ждать моего возвращения у крепостных южных ворот. Но... От меня не так просто отвязаться )))
Пещерный город Чуфут-Кале расположен на плато мыса Бурунчак, на восточной окраине Бахчисарая. Впервые он упоминается в письменных источниках конца XIII-XIV веков под названием Кырк-Ор - "сорок замков". А судя по археологическим раскопкам, первое поселение на плато Бурунчак было основано в VI-VII веках.
Однако в X веке население крепости покинуло ее. Массовое заселение пещерного города началось в середине XIV века, когда Кырк-Ор становится резиденцией первого правителя Крымского ханства Хаджи-Гирея.
В XVI веке, после переноса столицы в Бахчисарай, в городе осталась небольшая часть жителей. При этом большую часть оставшегося населения оставляла караимская община. Именно в этот период город и получает свое современное название - Чуфут-Кале, в переводе обозначающее Иудейская крепость.
Караимы представляли собой немногочисленную этническую группу, происходящую от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе. Иудеи-раввинисты признают караимизм иудейской сектой, а последователи караимизма — наиболее чистой формой иудаизма.
Кстати, необычайно красивое зрелище представляют собой синеющие от изобилия мускари поля.
Но что-то я отвлеклась. От некогда большого города сегодня осталось лишь несколько строений. Одними из них являются Большая и малая кенассы - караимские молельные дома. Предположительно Большая кенасса (слева) была сооружена в XIV веке, малая - в конце XVIII века. Оба храма представляют собой прямоугольные в плане здания, перекрытые двускатной черепичной крышей.
Кенассы ориентированы на юг. Перед входом расположен открытый притвор - азара.
Мечеть, которая сейчас лежит в руинах, была построена в годы правления золотоордынкого хана Джанибека, приблизительно в 1346 году.
Спустя век, она была реконструирована крымским ханом Хаджи-Гераем. Обломок плиты с арабской надписью "Хаджи-Гирей, сын Гиасаддина" были найдены во время раскопок мечети в 1928 году
От входа в пещеру Чуаш-Кобасы открывается вид на долину.
Еще одной сохранившейся постройкой является Дюрбе (мавзолей) Джанике-ханым, расположенный на территории Старого города.
К южной части восьмигранной постройки пристроен резной портал, обрамленный пилонами и перекрытый аркой.
В мавзолее была похоронена Джанике-ханым, дочь золотоордынского хана Тохтамыша, умершая в 1437 году. Об этом свидетельствует надпись на надгробии, открытом внутри мавзолея.
Сохранилась и средняя оборонительная стена с воротами Орта-Капу. Они отделяют Старый город от Нового. Высота перекрытого аркой проема составляет более трех с половиной метра. Сооружение Средней оборонительной стены датируется VI-VII веками. В XV веке толщина стены была увеличена в связи с появлением огнестрельного оружия.
Пройдя через ворота, мы попадаем на территорию Нового города, где на главной улице сохранилась усадьба известного караимского ученого Авраама Фирковича. Усадьба, состоящая из комплекса сооружений: главного корпуса, служебного помещения и бани, расположена в 40 метрах о Средней оборонительной стены.
Главный корпус состоит из двухэтажного жилого особняка и примыкающего к нему одноэтажного служебного помещения. Стены усадьбы сложены из известнякового бута на известковом растворе. Предположительно первоначально здание было одноэтажным, второй этаж и остальные здания были построены позже.
В конце XIX - начале XX века в усадьбе размещался смотритель Чуфут-Кале семьей.
Черепица на крыше служебного помещения.
Говорят, что в хорошую погоду, отсюда можно увидеть море и Севастополь. Т
Та самая, главная улица Чуфут-Кале.
Ворота - некогда ведущие во двор.
А мы поворачиваем домой, вновь проходя через ворота, разделяющие два города.
Водосборный колодец. Некогда действующий, а ныне засыпанный песком.
Ну вот и все. Наша прогулка завершилась. Мы возвращались к машине, любуясь весенней природой.
На обратном пути мы поднялись в монастырь. Но о нем в другой раз.
На дворе снова весна. И снова хочется в Крым))))