Ну вот и вторая часть на увлекательный и познавательный контент на тему «отставания» России в сфере «технического зрения» в бронетехнике. В первой части мы начали с начала 80-х, как СССР штурмовал технологический процесс разработки тепловизионной матрицы и с чем остались в 2000-х. Мы сравнили импортные тепловизионные матрицы и прицелы, а также разобрали основной принцип работы столь сложного и технологичного устройства, пора рассказать об «остывании» России в наше время. Как было написано ранее, основным массовым танковым прицелом с АСЦ и тепловизором 2-го поколения на наших танках стал прицел «Сосна-У», оснащённый французской матрицей Catherine-FC, такой прицел можно встретить на Т-90А, Т-90С, Т80-БВМ и Т-72Б3. Сама матрица имеет разрешение 754x576 пикселей с диапазоном работы 8-12 мкм.
Однако французская она на половину, поставки матриц в Россию с 2009 года не осуществляются, так как в том же году при посредничестве «Рособоронэкспорта» было подписано лицензионное соглашение на производство тепловизионных камер в сборе с матрицей Catherine FC на вологодском предприятии ВОМЗ. Данные модули так же устанавливались на прицелы БМП-3М, БМД-4М и т.д. Но сидеть на импортной технологии, да еще и на лицензионной долго нельзя, поэтому в МО решили спонсировать разработку собственной матрицы хотя бы 2-го поколения и работы по этой теме начались в 2011 году. Изначально планировали разработать матрицу с параметрами 8-12 мкм с разрешением в 640х512 пикселей на основе технологии изготовления подложки с использованием InSb - антимонида индия.
Первая матрица от НПО «Орион» и ЦНИИ «Циклон», а также прицелы на её основе появились в 2014 году под названием «Ирбис-К» и «Агат-МДТ», для многих это было чудом, так как с уверенностью можно было утверждать, что Россия стала четвертой страной в мире после США, Франции и Китая, сумевшей создать собственную тепловизионную матрицу и эта новость у многих в сети прорвала «клапан» от ненависти и негодования.
К 2015-му году Россия имела два производства матриц, лицензионное и собственное, но на этом останавливаться было нельзя, следовало наладить разработку еще и сигнального видео процессора, а он конечно же импортный от ALTERA.
Детектор тепловизионной матрицы обладает высокой пороговой чувствительностью благодаря применению структур на квантовых ямах (Quantum Well Infrared Photodetector, QWIP) и при этом матрицы охлаждаемая, однако по изученным данным, на большей части танков M1A2 Abrams, стоят тепловизоры 1-го поколения и только на самые свежие вариации типа M1A2 Sep V3 TUSK в составе прицела CITV установили тепловизор 2-го поколения, который по качеству картинки не лучше нашей «Сосна-У» и «Ирбис-К».
Но прогресс не стоит на месте, с 2012 года ведутся разработки гибридных тепловизоров 3-го поколения с HD разрешением на подложке из арсенида галлия (GaAs). К примеру, израильская Elbit Systems разработала прицел нового поколения для ОБТ «Меркава-4» на базе модуля Flir, прицел имеет термальное разрешение 1280x1024 с параметрами 8-12 мкм.
Модуль тепловизора использует мультиспектральный принцип, формально детектор матрицы имеет всё те же 640х512 пикселей, однако имеется ещё одна камера схожая с тепловизионной, так называемая SWIR. SWIR-камера в отличие от тепловизора считывает не его собственную тепловую "ауру", а отражённые волны, она улавливает малейшее отражение в диапазоне электромагнитных волн 0,9-1,7 микрон. Объединив в один канал через графический сопроцессор два термальных модуля можно получить сверх чёткую (для телевизора) картинку до HD разрешения.
А знаете кто смог к 2017 году освоить серийное производство аналогичной матрицы что и у израильтян? Как вы думаете, а что за матрица и прицел установлен на Т14 «Армата» и в панораме ПК ПАН «Соколиный глаз» на Т90М? А что за тепловизоры стоят на боевых модулях «Эпоха» разработанные для БМП «Курганец-25» и БТР «Бумеранг»? Наверное, что-то на базе модуля от «Ирбис-К», второго поколения и т.д.?
Не угадали, на данной технике устанавливают тепловизионные модули 3-го поколения с подложкой сенсора изготовленного на основе арсенида галлия (GaAs), что значительно улучшит качество картинки и чувствительность к источнику инфракрасного излучения. Разрешение матрицы фактическое 800х600 пикселей с интерполяцией без сжатия до 1024x720 пикселей, модули для прицелов на основе таких матриц разработаны казанским АО «НПО ГИПО», при этом за обработку изображения отвечает отечественный микропроцессор Комдив-64 (1890ВМ118).
Итог: до появления отечественной мегапиксельной матрицы пока ещё далеко, однако тот факт, что мы всё же освоили собственную матрицу, да ещё и последнего поколения, говорит о том, что мы далеко не отстающие в этом плане, сократить 30 летний разрыв в технологиях всего за 7 лет, это достойно уважение, а также заставляет радоваться, что санкции и ограничение доступа к иностранным технологиям подталкивают высшие эшелоны власти вкладываться в науку и производство. А на сегодня всё, всем добра!
Часть первая.