Найти тему

Временные близости

В обществе существуют и временные близости. Здесь уместнее от­толк­нуться от концепции Ф. Ницше об историческом человеке и от мысли К. Ман­гейма о том, что для формирования ментальностей поколений имеют сущест­венное значение яр­кие социальные события их юности. Проследим взаимо­действие и столкнове­ние двух типов представлений - из прошлого и настоя­щего лю­дей. Представ­ления из прошлого основываются на воспитании и ус­танов­ках родителей, коллективного опыта социального слоя. Представления настоящего - это то, что предлагает современный социум, они основаны на личных установках индивида, на его стереотипах, на­блюдениях, на его памяти и ори­ентациях. При этом возникает эффект личного опыта, который по­сто­янно возрастает в течение его жизни. В каждой точке социального про­стран­ства или жизненного мира образуется некий цельный узел взаимосвя­занных представлений и ориентаций. Каж­дый человек как представитель социума но­сит в себе, в своей памяти, в своем куль­турном и профес­сиональном багаже те события, как лич­ного, так и про­фессионального ха­рактера, которые отража­ются и воздейст­вуют на его бу­дущее. Часто люди мало знают о мирах, нахо­дящихся за преде­лами их собственного мира. Тенденцией является обобщест­вление новых идей, миров. В каждой точке социального пространства в жиз­нен­ных траекто­риях людей, систем кумулятивно нарастает исторический, культурный пласт прошлого опыта, который оказывает влияние на буду­щее. Впрочем, от него или его части любой человек или система может от­казаться. Молодые и пожи­лые люди или социальные системы отличаются своим жиз­ненным опытом, багажом. Пожилые – это те, чья память запол­нена пережи­тым прошлым, его собы­тиями и приобретенным опытом.

Из позиции Ф. Ницше 1 следует, что есть две истории у любого инди­ви­дуума. Это та, которая была при его жизни, и та, которая была до его рожде­ния. Первая творится частично самим человеком и его окружением, с кото­рым он контактирует непосредственно. В этом повседневном взаи­модействии важно все – и темы, которые поднимаются во время общения (за обедом, в се­мье, в транспорте, на работе, обсуждая актуальные собы­тия), и то, ка­ким язы­ком они произносятся, и то, какая этика (и, следова­тельно, дейст­вия) проявля­ется в этих отношениях, и то, какая ритмика у этих отноше­ний (то есть проте­кание времени в них). Все это важно для жизненного пути кон­кретного чело­века. Вторая часть ис­тории характеризуется тем, что люди при совместном прожива­нии и взаимодействии рождают что-то но­вое (идеи, открытия, мате­риальный продукт). То есть постепенно ис­тория человечества добавляет новое качество в общую «копилку». Это проявляется на всех уровнях соци­ального взаимодействия. Человеческая история и человеческая цивилизация – это история про­дуктов сознания людей. Часть из них носит инновационный характер. Они мо­гут конкурировать друг с другом. В наше время сняты мно­гие искусственные запреты, по­этому в обществе стали слышать и видеть мен­тальные продукты сразу многих социальных срезов. Естественно, в этом по­токе много хороших и полезных продуктов. Но о них в силу «инфляции мен­тальных продуктов» часто не из­вестно. Есть и вред в этом процессе, прежде всего, для настоящего поко­ления, которое часто не может разобраться в по­токе ценностей и усваи­вает некаче­ственные второстепенные культурные про­дукты. Но в то же время естественным образом действуют механизмы отсеива­ния, селектирова­ния ментальных продуктов нашего времени.

1 Ницше Ф. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1990. Т.1. - С.158.