В обществе существуют и временные близости. Здесь уместнее оттолкнуться от концепции Ф. Ницше об историческом человеке и от мысли К. Мангейма о том, что для формирования ментальностей поколений имеют существенное значение яркие социальные события их юности. Проследим взаимодействие и столкновение двух типов представлений - из прошлого и настоящего людей. Представления из прошлого основываются на воспитании и установках родителей, коллективного опыта социального слоя. Представления настоящего - это то, что предлагает современный социум, они основаны на личных установках индивида, на его стереотипах, наблюдениях, на его памяти и ориентациях. При этом возникает эффект личного опыта, который постоянно возрастает в течение его жизни. В каждой точке социального пространства или жизненного мира образуется некий цельный узел взаимосвязанных представлений и ориентаций. Каждый человек как представитель социума носит в себе, в своей памяти, в своем культурном и профессиональном багаже те события, как личного, так и профессионального характера, которые отражаются и воздействуют на его будущее. Часто люди мало знают о мирах, находящихся за пределами их собственного мира. Тенденцией является обобществление новых идей, миров. В каждой точке социального пространства в жизненных траекториях людей, систем кумулятивно нарастает исторический, культурный пласт прошлого опыта, который оказывает влияние на будущее. Впрочем, от него или его части любой человек или система может отказаться. Молодые и пожилые люди или социальные системы отличаются своим жизненным опытом, багажом. Пожилые – это те, чья память заполнена пережитым прошлым, его событиями и приобретенным опытом.
Из позиции Ф. Ницше 1 следует, что есть две истории у любого индивидуума. Это та, которая была при его жизни, и та, которая была до его рождения. Первая творится частично самим человеком и его окружением, с которым он контактирует непосредственно. В этом повседневном взаимодействии важно все – и темы, которые поднимаются во время общения (за обедом, в семье, в транспорте, на работе, обсуждая актуальные события), и то, каким языком они произносятся, и то, какая этика (и, следовательно, действия) проявляется в этих отношениях, и то, какая ритмика у этих отношений (то есть протекание времени в них). Все это важно для жизненного пути конкретного человека. Вторая часть истории характеризуется тем, что люди при совместном проживании и взаимодействии рождают что-то новое (идеи, открытия, материальный продукт). То есть постепенно история человечества добавляет новое качество в общую «копилку». Это проявляется на всех уровнях социального взаимодействия. Человеческая история и человеческая цивилизация – это история продуктов сознания людей. Часть из них носит инновационный характер. Они могут конкурировать друг с другом. В наше время сняты многие искусственные запреты, поэтому в обществе стали слышать и видеть ментальные продукты сразу многих социальных срезов. Естественно, в этом потоке много хороших и полезных продуктов. Но о них в силу «инфляции ментальных продуктов» часто не известно. Есть и вред в этом процессе, прежде всего, для настоящего поколения, которое часто не может разобраться в потоке ценностей и усваивает некачественные второстепенные культурные продукты. Но в то же время естественным образом действуют механизмы отсеивания, селектирования ментальных продуктов нашего времени.
1 Ницше Ф. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1990. Т.1. - С.158.