Продюсеры и руководители центральных каналов !
В следующий раз, прежде, чем давать режиссеру снимать сериал по сильной книге вроде "Угрюм - реки" отправьте к нему серьезных журналистов и возьмите у него интервью.
Спросите, как видит персонажей, какие у них характеры и судьбы, чем дышат и ради чего живут.
А главное выясните: какую мысль хочет донести до зрителя своим фильмом.
Качественное вино ВСЕГДА оставляет послевкусие, фильм (сериал) снятый по сильной книге подобен такому вину.
Это факт.
Такие философские произведения, как у Достоевского или Шишкова, имеют "послевкусие".
Мало того, еще и являются шкатулками с секретом и двойным дном.
То, что лежит на этом дне представляет собой не просто "сокровище" , а настоящее "откровение", способное потрясти самого искушенного человека.
Первое прочтение таких книг - это знакомство с персонажами и раскрытие сюжета, второе - познание смысла.
Юрий Мороз, хороший режиссер, снявший "Братьев Карамазовых", к сожалению, до конца не осознал, что книга Вячеслава Шишкова - это сложное и многогранное произведение.
Беда Юрия Мороза в том, что с самого начала не понял кем были Прохор Громов,
Анфиса,
Нина Куприянова и ее отец,
поэтому вместо "Угрюм - реки" у него вышел сериал "Алчный делец".
Давайте разбираться, почему так вышло.
Вот, что он сам говорит в интервью.
Во-первых, режиссер замечает сходство между романом Вячеслава Шишкова и книгой "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского.
Прохор Громов идет по жизни с лозунгом: "Расступись Сибирь, Прохор Громов идет...",
а Раскольников - "Тварь я дрожащая, или право имею".
Оба персонажа пытаются самоутвердиться в жизни, но разным путем.
Прохор - это сибиряк с сильным характером, мечтающий расширить свое дело, а не бывший студент столичного Вуза Раскольников, решивший самоутвердится путем лишения жизни старухи процентщицы
Поэтому, по началу, Прохор Громов все делает правильно, с силой, размахом и по велению души - любит, мечтает, борется.
Но постепенно, вместо веры в себя и свои силы начинает верить в силу больших капиталов.
Чтобы не лишится их идет на убийство Анфисы, теряет друга Ибрагима, переживает смерть матери и превращается в алчного зверя который пожирает его изнутри и в конце концов сводит с ума.
Если бы Юрий Мороз начал снимать именно такого Прохора получил бы великолепный сериал.
Но режиссер, так же, кстати, как и Прохор Громов, в какой - то момент перестал верить себе.
Отметив первичное сходство между книгами Достоевского и Шишкова, Юрий Мороз решил, что Достоевский все-таки создал философский труд, а Шишков - авантюрный роман с подробным описанием быта того времени.
Дальше больше, Мороз верит общепринятому мнению , что фильм "Угрюм - река" 1968 года делал акцент на классовое неравенство.
Хотя режиссер Ярополк Лапшин в фильме мастерски убрал эту тему с первого плана и сделал это нарочно.
Показал, что настоящий виртуоз, может вместо заказной картины о классовой борьбе снять фильм об интересном человеке и получить шедевр.
Ярополк Лапшин, как Достоевский и Шишков, вместе с персонажем прошел путь от становления до превращения в зверя и падения в бездну.
Новый режиссёр, взявшийся за следующую экранизацию , мог пользуясь экранным временем развернутся с большей силой и показать на экране как отказ Прохора от любви и веры в собственные силы ведет к жутким последствиям.
Как место умного и смелого юноши занимает "звереныш, испугавшийся каторги и предавший друга".
С убийства и предательства, в книге Вячеслава Шишкова, начинается процесс, в результате которого звереныш внутри Прохора вырастает и превращается в лютого зверя.
Но Юрий Мороз не стал это снимать.
Потому, что идею Вячеслава Шишкова не понял и не прошел личную "Угрюм-реку"
Вот что режиссер говорит в интервью;
"Это история о человеке, наделенном от природы огромной силой, преобразующем мир вокруг себя".
И тут он прав, но дальше....
"К чему может привести эта сила, не подкрепленная образованием и верой. Главный герой Прохор Громов именно такой: необразованный, неверующий, вместо креста носит золотой медальон, доставшийся ему от деда. Медальон непростой, состоит из трех частей — в центре человек, над головой у него птица, символизирующая верхний мир, а под ногами дракон, обозначающий нижний. Между двумя мирами находится наш герой, он устремляется вверх, но его всё время тянет вниз."
Режиссер подумал, будто Прохора губит именно отсутствие веры в Бога и образования.
Но это только полбеды, гораздо хуже то, что Мороз, не понял более важной темы.
Не увидел того, что ясно разглядел Ярополк Лапшин.
Прохор становится злодеем не из-за отсутствия веры, а потому, что вместо веры в себя выбирает веру в золото (деньги, капитал)
Лапшин докопался до этой истины, когда провел через "Угрюм-реку" не Прохора, а самого себя и увлек за собой зрителя.
Поэтому у Ярополка вышел гениальный фильм, а у Мороза, несмотря на старания, - авантюрный роман, перешедший в предсказуемую драму.
Такое "послевкусие" оставил после себя сериал Юрия Мороза.
Исправлять ситуацию нужно Константину Эрнсту, жену в фильме уже снял, долг перед семьей выполнил.
Теперь придется снимать третью "нормальную" версию "Угрюм-реки".
Только так "Первый канал" сможет пройти до конца эту злосчастную "Угрюм-реку" и не скатиться до уровня "НТВ. 100 историй о жизни дельцов и упырей".
Вставший на путь с него не сойдет.
Центральному каналу, руководителю и режиссеру, захотелось войти в эту реку, а это значит, что выйти из нее уже нельзя.
Теперь только идти до конца...иного не дано...