Применительно к церквям слово «заброшка» как-то не идет. Но как назвать еще эти величественные здания, лишившиеся убранства, разрушающиеся снаружи и изнутри?
Недавно я писала о церкви Николая Чудотворца в Рели, которую спроектировал Иван Блажеевич (или, как еще пишут, Иван Благиевич) Слупский. В деревне Старополье Сланцевского района стоит еще одно творение того же архитектора. И почти в таком же состоянии.
Церковь Рождества Христова была построена в 1888 году в русско-византийском стиле, основоположником которого считается К.А. Тон.
Пятиглавый собор с колокольней с арочными проемами и элементами, отсылающими к древнерусскому зодчеству, выглядит нарядным даже сейчас. К тому же архитектор вновь постарался сделать храм легким, устремленным ввысь.
Ощущение стройности особенно четко проявляется внутри, посреди высоких колонн, арок и куполов. Хотя, по сравнению с Никольской церковью в Рели, здание кажется более основательным.
И, в отличие от Рели, это место не выглядит совсем уж забытым Богом и людьми. Внутри установлен крест и подобие алтаря, на дверях висит сообщение о богослужениях. Нет следов раскопов и неадекватных надписей, внутри относительно опрятно и даже можно пройтись, не опасаясь свернуть ноги.
Вот только гигантский пролом в стене собора напоминает пробоину в борту корабля, которая может рано или поздно привести к крушению. Будет жаль, если такая красота уйдет из нашей жизни.
Да, к слову… Поклонником творчества И.Б. Слупского не являюсь. Знаю, что в Петербурге он построил подворье Коневского Рождество-Богородицкого монастыря (Загородный проспект) и несколько доходных домов. Но особого впечатления лично на меня они не произвели. Возможно, в условиях города, с его ограничениями по площади и высоте, он просто не мог развернуться в полную силу…