Найти тему
Андрей Дуюнов

Олдскульный кинозал — «Деревня проклятых» (1960)

Оглавление

Сегодня в кинозале — «Деревня проклятых» (The Village Of The Damned). Классическая дилемма отцов и детей, замаскированная под чёрно-белый фантастический триллер.

Кратко о сюжете

Фильм начинается с пасторальных картин английской деревни — берёзки, трактор в поле, стада овец. Внезапно все жители теряют сознание на несколько часов.

-2

Через пару месяцев выясняется интересное — все женщины детородного возраста беременны. В каких-то семьях это вызывает радость, а где-то (особенно у моряков дальнего плавания) — некоторое недоумение и неприятные подозрения.

Но вся палитра чувств со временем сходит на нет, т. к. становится очевидной аномальность происходящего: зародыши быстро развиваются, все рождаются в один день, растут не по дням, а по часам.

Да и внешне выглядят не совсем как английские пейзане — светлые волосы и необычные глаза.

-3

Под их взглядом люди начинают делать то, что им внушают милые детишки, вплоть до самоубийства.

-4

К этой способности добавляются возможности читать мысли и единый, коллективный разум (что знает и умеет один — знают и умеют все).

-5

Местные жители не в восторге от такого подрастающего поколения. Бывает, что их недовольство из разговоров в локальном пабе перерастает в открытые попытки уничтожения. Безуспешные.

Наконец, профессор, долго защищавший чудо-детей от нападок односельчан, чиновников и военных, обучавший их всякому, сдаётся. Понимает, что пора принимать решительные меры. Притаскивает в школу для одарённых маленьких телепатов бомбу в портфеле.

-6

Взрывается вместе с учениками, не успевшими вовремя пробиться через ментальную «кирпичную» стену в мозгу учителя и распознать его коварный замысел.

Занимательные факты

  • Главный герой собирает всех необычных детей под одной крышей — чтобы обучать их доброму и вечному. А заодно исследовать. Похоже, этой идеей вдохновлялись создатели Людей Икс, с их базой мутантов и профессором Ксавье.
-7
  • Проверяя способности странных детишек, профессор подсовывает им коробку-головоломку. Хорошо, что это была обычная игрушка, а не её поздняя брутальная версия, вызывавшая демонов (в культовом х/ф «Восставший из ада»).
-8
  • Не обошлось в фильме и без отсылок к классике жанра. В одной из сцен жители деревни идут с факелами к дому с детьми, очень напоминая аналогичную сцену в «Франкенштейне».
-9
  • В этом фильме выражение «убей себя об стену» не мем середины 2000х, а руководство к действию. Именно это телепатически советуют милые детишки водителю, что тот немедленно и исполняет.
  • Учёный собирает бомбу дома. Причём выглядит она как из мультфильмов — связка динамита, какие-то проводки и обычный будильник.
-10
  • Чудо-детишки появились ещё в нескольких местах на планете, включая СССР. Само собой, злые советские не сильно мучаются нравственными дилеммами, в отличие от прекрасных английских героев. А просто расстреливают поселение, где живут дети, ядерными снарядами.
  • В 1995 году вышел американский ремейк фильма (снял мега-режиссёр Джон Карпентер). До оригинала особо не дотягивает, несмотря на несколько хороших идей и сцен (например, гражданин, запекшийся на гриле во время массовой потери сознания).

Фраза фильма

Во время обсуждения в правительстве вопроса, что делать с подозрительными детишками, один из участников реагирует на радикальное предложение:

«У нас не полицейское государство. Пока ещё … / This isn’t a police state, yet…»

Похоже, идеи старины Оруэлла попали на благодатную почву и их неизбежность ощущалась не только 1948, но и в 60х.

-11

Итоги

Для своего жанра фильм очень неплох. Интересное сочетание пасторальных мотивов и внезапного напряжения. Нечеловеческие детишки выглядят добротно — пугающе. Особой привязанности не вызывают (в американском ремейке от этой концепции несколько отходят).

Если посмотреть чуть глубже, можно увидеть извечное противостояние поколений: так любимую в школьных сочинениях тем «отцов и детей». Боязнь перед новым и непонятным. А значит и пугающим.

Кроме того, фильм затрагивает одну из важнейших спорных тем: что важнее в формировании личности человека — гены или воспитание и окружение. (Авторы посчитали, что предрасположенность решает.)

Так что кино можно рекомендовать не только любителям жанра, но также школьным учителям, генетикам, психологам и социологам.