Найти в Дзене

"Пришёл он, Кондрашка..." Очерки из моногрфии «Пётр Первый и казачество»

(Очерки из неопубликованной монографии "Пётр Первый и казачество", Автор: М.Ф. Скачидуб, 2012-2018. Использованы тексты из сборника "ПИСЬМА и БУМАГИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКАГО", С.Петербургъ, 1889 г.)

...Первые официальные сообщения царю о К. Булавине.

Не берусь утверждать того, что Мазепа, готовя своё предательство по отношении к России, подбил на бунт на Дону безграмотного Кондрата Булавина, нёсшего службу на солеварнях Бахмута, но это вполне возможно...

Вместо предисловия. Документы говорят больше, чем измышления историков.

Письмо И.А. Толстого, полученное Петром Великим:
«Премилостивейший государь. Доношу тебе, государю, раб твой. Сего 708 го лета Донской атаман Лукьян Максимов, собрався в Черкаском з Донскими козаками, и посланной от меня с ним конные службы полковник Николай Васильев с конными, государь, Азовскими козаками и с Колмыки ходили против вора Кондрашки Буловина, и что, государь, у них в том походе учинилось, и о том послал я к тебе, государю, доносительное письмо при сем писме через Белогороцкую почту. А по отпуск, государь, сего письма по Дону верховых казачьих городков многие козаки к тому вору пристали; и ныне, государь, опасно того, чтоб по Дону и нижних городков козаки к тому вору не пристали. А по их состоянию крепости, государь, в них не чаю; и естли, государь, нижние городки по Дону к нему пристанут, и он де имея намерение итить в Черкаской и побить старшин. А естли, государь, того, чтоб не учинил какого бедства Азову и Троецкому, и для сего добро б, государь, полков к нам прибавить. Раб твой Иван Толстой. Из Азова, апреля 14-го дня 708-го».

Донесение И.А. Толстого от 5-го мая:

«Премилстевийший государь. Доношу тебе государю раб твой. Вор Кондрашка Буловин с воровским своим собратием в четырех тысечах пришёл к Черкаскому апреля в 26 день и стал на речке Василевой. А отоман Лукьян Максимов с старшиною и с Черкаскими козаками в Черкаском окрепились полицадами, также и Рыковской станицы козаки окрепились и сели в осаду. И апреля, государь, в 28 день Рыковской и Скородумовской и других к тому ближних станиц козаки вору здались, а Черкаской сидел в осаде маия до 1-го числа. А первого, государь, числа маия и Черкаские козаки тому вору здались жа и атамана Лукьяна Максимова и старшин Ефрема Петрова, Абросима Савельева, Ивана Машлыченка, Никиту Соломату ис Черкаского вору Буловину выдали и в Черкаской того вора пустили. И ныне вор в Черкаском.
Раб твой Иван Толстой. Ис Троецкого, маия дня 5-го 708-го лета».


Донесение И.А.Толстого от 8-го мая.

«Премилостивейший государь. Доношу тебе, государю, раб твой. Сего, государь, 708-го лета маия 8-го дня явились в Азове ис Черкаского Азовские пушкари, которые посыланы были в Черкаской по прошению войскового атамана Лукьяна Максимова и старшин для управления пушак к осаде от вора Буловина. И те, государь, пушкари сказали, что де сего ж маия в 6 день войскового атамана Лукьяна Максимова и старшин Ефрема Петрова, Абросима Савельева, Никиту Соломату, Ивана Машлыченка вор Буловин казнил смертью, отсек головы при них, пушкарях».

Глава I. «Пришёл он, Кондрашка и челобитную царю направил».

Исторически судьба свела Государя с его холопом, Кондратием Булавиным (
Буловином) .

О Булавинском восстании писано не мало.

Возможно, хитроумный гетман Мазепа, присягавший и польскому королю, и турецкому султану и затем Российскому царю, в своих целях и завербовал в свои сторонники Булавина. И всячески помог ему вылезти «из грязи в князи». Но лично мне документов, доказывающих это, не встречалось. Поэтому, предлагаю, опустив всякие домыслы «историков, выполняющих чей-то заказ за мзду в любом её виде», обратиться к документам. Для широкого круга читателей источники эти не важны, а специалисты знают, где их можно найти.

С документов о захвате власти в Черкасске мы и начнём.

Князь, майор Долгорукий.

«
С Воронежа, маия в 16 день 1708 г.» пишет Петру I, находящемуся на шведском театре боевых действий, письмо и к нему следующее приложение:

«Великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холопи твои, Донские атаманы и козаки Кондратей Афанасьев и все войско Донское челом бьют.
В нынешнем, великий государь, 1708-м году амия в 2 день, пришед мы, холопи твои, собрався по Дону, по Хопру и по Медведице, по Донцу и по Бузулуку, изо всех заполных рек для перемены и выбору новых старшин, атамана Лукьяна Максимова, старшин Ефрема Петрова с товарыщи, видя мы, холопи твои, за ними, атаманом и старшиною, многие к нам неправды и разорения и всякие нестерпимыя налоги, и которое твоё, великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Велики и Малыя и Белыя Росии самодержца, прсылаетца к нам, холопам твоим, годовое денежное и хлебное жалования, также и за Астраханскую службу двадцать тысячь рублев, также и в нынешнем, великий государь, 1708-м году присланное ж к нам, холопам твоим, столником Матвеем Колычевым десеть тысячь рублев, и того присланного твоего, великого государя, денежного жалованья нам, холопем твоим, в дуван ничего они, атаман Лукьян и старшины, не давали. Так же по Дону и по иным заполным речкам без твоего, великого государя, указу многие городки разорили и выжгли, и людей по деревьям невинно вешали, носы и губы резали, женска пола и младенцов меж колов давили. И за то их мы, холопи твои, до смрти побили и вместо их по совету всем войском иного атамана и старшин, кто нам, войску, годны и любы, выбрали и по договору для крепкаго впредь постоянства и твёрдости в книги написали. И от тебя, великого государя, мы, холопи твои, никуда не откладываемся, и твоих, великого государя, украинных городов нашествия и разорения никакова не чинили и отнюдь не помышляем, и желаем всеусердно тебе, великому государю, служить по прежнему, как вечноблаженные и достойные памяти деду твоему, великому государю, царю и великому князю Михайле Феодоровичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, также блаженные и вечно ж достойныя памяти отцу твоему, великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и братиям твоим, великого государя, блаженныя ж и вечно достойной памяти великим государем, царём и великим князем Феодору Алексеевичю, Иоанну Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, такоже и ныне мы, холопи твои, тебе великому государю, всем войском всеми реками всеусердно по прежнему непременно служить и всякого добра хотеть обещаемся. И в том мы, холопи твои, тебе, великому государю, в правде целовали крест и святое евангилие и меж себя войском учинили мы, холопи твои, в любве и в совете забратство по прежнему. И чтоб твои, великого государя, назначенныя к нам, холопам твоим, войску, к Черкаскому, также б по Дону, по Хопру и по Донцу ратныя полки с полководцы к городкам не ходили б. А буде они, полководцы, преслушав твой, великого государя, указ, насильно поступят и какое разорения учинят,
и в том воля твоя, великого государя, мы войском реку дон со всеми заполными реками тебе, все государю, уступим и на иную реку пойдём . А буде мы, холопи твои, войском тебе, великому государю, на реке годны и винах наших нам, холопем твоим, милосердо простишь и на реке по прежнему по нашей, холопей твоих, казачей обыкности жить нам велишь, и о том мы, холопи твои, войском от тебя, великого государя, ожидать премилосердного указу и грамот желаем. Да милости ж у тебя, великого государя, мы, холопи твои, всем войском слезно просим о сожительнице войскового нашего, холопей твоих, атамана Кондратья Афанасьева Анну Семёнову дочь и с сыном Иваном, которая от наших, холопей твоих, неправедных бывших наших старшин нынешнего 708-го году марта в...день на Волуйку послана, об отпуске и о присылке попрежнему к нам, холопем твоим, в Черкаской о примелосердном твоём, великого государя, указе».

Вот такая челобитная с ультиматумом великому государю от какого-то холопа! И это фактически накануне Полтавской битвы, когда решалась судьба России! Когда шведы вводили свои войска на Украину, когда Запорожская Сечь предала Россию!

...Скажите, как должен был поступить Великий Преобразователь России? Испугаться холопов своих: Кондрата Буловина, Тимофея Соколова, Степана Ананьина, Лукьяна Хохлача, Сергея Беспалого, Игната Некрасова, Илью Зерщикова, Семёна Драного, Митьку Голого и их сподвижников?
А как царь России должен был реагировать на «самостийность» Буловинцев, когда новоиспечённый атаман, с ухватками Стеньки Разина, незамедлительно начал действовать, укрепляя свою власть вот таким образом?...

Продолжение следует