Самый экстравагантный и дерзкий побег из СССР совершил Слава Курилов, океанолог, инструктор по глубоководному погружению в институте биологии моря во Владивостоке. Он прыгнул с высоты 12-ти метров с борта круизного лайнера "Советский Союз" в открытое море и трое суток плыл без сна и еды 100 километров к берегу филиппинского острова Сиаргао.
В 1974 году все западные радиостанции и газеты сообщали сенсационную новость о необычном побеге, на все лады склоняя и часто привирая достижения отчаянного русского. Конечно основной напор делался на то что жизнь в СССР невыносима настолько, что люди готовы рискуя жизнью бежать из опостылевшей страны к радостям капиталистического рая.
Да, у Станислава Васильевича Курилова были основания к побегу. Его не взяли в экспедицию Ж.И. Кусто из-за того, что его родная сестра была замужем за индийцем и жила с ним в Канаде. И он сам чувствовал, что любимый им океан он не увидит во всей широте если останется невыездным. Но всё же сам побег получился спонтанным.
Мысль о побеге созрела в нём когда он увидел объявление о круизном туре на лайнере "Советский Союз", следовавшем из Владивостока до экватора и обратно без захода в порты в декабре 1974 года. Впрочем в первый раз он хотел только приглядеться и внимательно изучить маршрут лайнера, а побег хотел перенести на следующий рейс. Но всё так совпало, что он смог внимательно изучить маршрут разговорившись с одним из штурманов и в нём созрела мысль, что можно бежать уже прямо сейчас.
Пассажиры следующие из зимы в лето выпивали, танцевали и предавались любовным утехам, лишь только один человек, Слава Курилов, в это время тщательно изучал лайнер и обдумывал план своих действий. Прыжок в открытое море он совершил с кормы лайнера рискуя быть затянутым под мощные винты. Но это было единственно безопасное место, которое никто не охранял. В воде он надел маску и ласты и стал отплывать в сторону филиппинского берега до которого по всем расчётам было 18 километров. Не имея с собой компаса, он ориентировался по звёздам в ночное время, и если бы не океаническое течение, всё время относившее его южнее, то заплыв не стал бы для него, опытнейшего пловца, таким мучительным.
То что он совершил в те декабрьские дни, невозможно понять и оценить до конца. Но это был совсем не отчаянный поступок безумца. Слава самым тщательным образом был готов к подобному испытанию. И прежде всего надо понимать, что он был далеко не обычный человек. Он был посвящен в тайные знания о человеке. К своим 38 годам он достиг полного совершенства во владении своим телом и своими эмоциями. Он имел практику долгих тридцатидневных голоданий, он много лет практиковал йогу и достиг в ней больших высот. Его дыхательная техника находилась на высшем уровне пранаямы. Еще в своей водолазно-аквалангической работе он всех поражал тем, что мог долгое время находиться в воде обходясь там минимальным количеством кислорода. Его многочасовые медитации и восточные практики сделали его могущественным перед многими испытаниями.
Один раз, во время подводных работ на Байкале, он поднялся на сопку помедитировать и началась буря. Линия электропередач, что была рядом с ним гудела и ветер раскачивал провода. Станислав вошёл в резонанс с этим качанием и вдруг взлетел. Он тогда первый раз левитировал над землёй.
Еще интересные факты о Станиславе рассказывали его близкие. Он вылечил сам себе близорукость с помощью упражнений по йоге. Когда-то в молодости из-за близорукости его не приняли в мореходку. Его угнетало его плохое зрение, и он просто его сам себе исправил. Самое поразительное что он сделал с собой, это когда уже живя в Канаде и работая в пиццерии, случайно отрубил себе на хлеборезке верхнюю фалангу мизинца. В последующее время, с помощью духовно-волевых упражнений он смог нарастить себе недостающую фалангу и на ней даже появился маленький ноготь. И это не байка, а реальность. И это говорит о высоком духовном, практически магическом, уровне человека.
Поэтом только такой незаурядный человек, белый маг, мог трое суток без сна и еды плыть в открытом океане и смог добраться до берега. Его искренняя любовь к океану, отплатила ему ответной любовью. Его прибрежной волной буквально выкинуло на берег. Хотя до этого другая волна всё время относила его от земли. Очень долго он сопротивлялся откатной волне. Но все же смог найти ту волну которая буквально принесла его как на крыльях к спасительному острову.
Когда он вышел на берег острова то местные рыбаки решили что он дух-привидение, и попрятались по кустам. Эту картину можно представить себе. Из воды поздним вечером выходит светящийся человек и направляется к людям. Свет который источал Слава был оттого что он был весь пропитан фосфорицирующими водорослями, которыми он насытился за дни своего плавания. Он рассказывал, что свет от его руки шёл такой, что руку можно было использовать вместо фонарика.
Вскоре он оказался в местной полиции. Полицейские были в шоке от его рассказа. Но больше всего их волновал момент того почему его не тронули акулы. Станислав объяснил сильным в языческих знаниях филиппинцам, что он изготовил специальный амулет защищающий его от акул. И действительно на его груди красовался весьма интересный амулет, который он сам сделал по описаниям виденным им в старинных книгах. Правда сила этого всемогущего амулета, защищала ровно одни сутки.
Но с любопытными акулами он боролся и другими методами. Их он практиковал когда ещё работал на погружениях в Чёрном море. Он представлял себя жителем моря, и внушал окружению, что он такой же как и они, что между ним и морскими обитателями никакой разницы. В итоге акулы подплывали к нему очень близко, обплывали его со всех сторон и не чувствуя страха с его стороны, ретировались.
Дальше, прекрасно посидев в экзотической тюрьме, играя в шахматы с начальником и совершая утренние пробежки с упражнениями, будучи задействованным только в копании какой-то канавы, Станислава депортировали в Канаду, страны которая дала ему статус беженца.
Правда с родины пришли неприятные вести. Когда по всем голосам раструбили о чудотворном спасении пассажира лайнера, которого уже считали на родине утонувшим, то его заочно приговорили к 10 годам лишения свободы за измену родине.
Жизнь в зарубежье для Славы сложилась весьма удачно. Он много работал в частных канадских и американских океанографических фирмах занимающихся океаническими исследованиями и поставками водолазного снаряжения. Занимался поисками полезных ископаемых на Гавайях, работал за полярным кругом в составе американской компании исследования дня северного ледовитого океана, участвовал в океанографических исследованиях в экваториальных водах. В 80-е годы осуществилась давняя мечта Славы Курилова. Он в составе туристической экспедиции покорил Северный полюс на лыжах.
Была с ним еще одна удивительная история. В конце 70-х годов он по работе оказался в маленькой экзотической стране Белиз, более известном как английский Гондурас. И там какая-то банда местных мафиози посчитав Славу богачём-американцем, похитила его и стала требовать выкуп. Но Слава Курилов самостоятельно справился с этой ситуацией, сумев освободить себя и сбежать из плена.
В 1985 году о Славе Курилове решили снять художественный фильм. Сценарий написали сценаристы из Израиля, а постановщиком фильма стал 4 канал ВВС. Слава приехал в Израиль, где намеревались снимать о нём фильм в должности консультанта. Ему даже заплатили хороший гонорар. Но дела с фильмом по непонятным причинам застопорились. Он так в итоге и не вышел на экраны. Но зато в Израиле Слава встретил свою судьбу, русскую эмигрантку Елену Генделеву. В 1986 году Слава женится на Елене и переезжает на постоянное место жительства в Израиль. Он устраивается на работу в Хайфе в океанографический институт.
12 счастливых лет провёл он в Израиле, работая в институте и занимаясь любимым делом. 29 января 1998 года Слава Курилов погиб во время исследования знаменитого озера Кинерет. За несколько дней до гибели он слишком много времени пробыл в воде, распутывая напарника, попавшего в западню рыбацких сетей. Их подняли наверх не в самом лучшем состоянии, когда в балонах практически кончился воздух. После таких испытаний обычно следует долгий отдых. Но Слава через несколько дней пришёл продолжать исследования, заверяя всех что он в нормальной форме. Но видно организм всё же не успел восстановиться. После очередного погружения ему стало плохо, и вскоре его подняли наверх без сознания. Он скончался на пути в больницу.
Славу Курилова похоронили в Иерусалиме на старинном тамплиерском кладбище. Для отпевания был приглашён православный священник. Станислав Васильевич Курилов оставался русским человеком, и еще раньше просил свою жену похоронить себя по православному обычаю.
Слава Курилов был без преувеличения легендарным человеком. О нём неоднократно писали в Канаде, Америке, Израиле, России. Он сам стал писателем, написав потрясающий воображение бестселлер "Один в океане". Эта книга была переведена на множество языков. В ней он задаётся вопросами о смысле и причинах своих действий, и часто поднимается к високим философским истинам. И даже без этого книга читается как невероятный приключенческий роман.
Книгу высоко оценили русские писатели живущие в эмиграции: Василий Аксёнов и Саша Соколов, с которыми он впоследствии подружился.
Один раз Слава сказал своей сестре, что он прошёл очень долгий путь, и понял что нет счастья за горизонтом, и что обрести свободу таким путём нельзя, поскольку свобода есть только внутри человека - она в самом себе.
В завершении статьи хочется привести важный отрывок из книги Славы Курилова "Один в океане", проливающий свет на его жизненное кредо: "Я мысленно возвращаюсь к событиям той знаменательной для меня ночи 13 декабря 1974 года. Это был не побег в прямом смысле: из тюрьмы, от чумы, от долгов, это не было и стремление к абсолютной свободе. К тому времени я уже понял, что бежать можно только из одной тюрьмы в другую, а свободу обрести можно только ценой неимоверных усилий изменений своей внутренней природы. Я не искал никаких благ. Я понимал, что за морями меня ожидает такая же зависимость от обстоятельств. Побег с корабля был духовным испытанием. Научно-мистическим экспериментом или познанием себя. Я не планировал побег как люди планируют экспедицию, и в то же время я был готов к побегу в любой благоприятный момент. Меня вовсе не гнали политические причины. Хотя я чувствовал, что советская власть это скрытое зло, и оно в разной мере присутствовало во всём что окружало меня. У меня было две возможности - изменить мир или изменить себя. Мои друзья диссиденты занимались первым, мои друзья христиане, йоги, буддисты и я вместе с ними - пытались изменить себя.
Я искал способ по-настоящему опробовать свои силы, я желал совершить обряд действия. В любом правильном действии должна присутствовать радость от его совершения, страсть, обнаженное чувство и обостренное внимание. Жизнь - это когда смерть стоит за плечами. Если ты в безопасности, ты не учишься. Внешняя часть выглядела как побег из одной страны в другую во времени и пространстве; внутренняя была в испытании "здесь и теперь" - на палубе корабля, в океане, на тропическом острове - в каждый данный момент. Смысл испытания был в изменении или, точнее, в разрушении своего прежнего "я". Конечная цель - выдержать, и совсем несущественно - выжить или умереть.
Я выдержал. Успех был бы и в случае смерти".