Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Батя» оказался слабаком, как и его герой в растянутых трениках

Оглавление
Кадр из к/ф «Батя».
Кадр из к/ф «Батя».

Многими расхваленная комедия «Батя» оказалась не такой уж великой. Проект довольно сырой, не лишенный очевидных плюсов и таких же серьезных минусов, от которых просто так не отмахнешься.

37-летний москвич Макс (Стас Старовойтов) с женой Ириной (Надежда Михалкова) и парочкой детей ждет, когда из провинции приедет Батя (Владимир Вдовиченков). Батя не явился. Семья садится в тачку и едет к нему. В ходе двухдневного роуд-муви супруга стыдит муженька за то, что тот пропадает на работе и забывает про детей. Макс пыжится, пытается доказать, что он способный воспитатель.

Невеселая участь Стаса Старовойтова – сниматься с настоящими актерами. 
Кадр из к/ф «Батя».
Невеселая участь Стаса Старовойтова – сниматься с настоящими актерами. Кадр из к/ф «Батя».

По ходу дела Макс постоянно вспоминает свое детство – примерно 1992 –1993 ГГ. В итоге происходит встреча, линии современности и житухи переломных годов соединяются.

Про хорошее

Кусочки скетчкома про 90-е, наполовину показанные в трейлерах, выглядят хорошо, местами даже отлично, хоть и не особенно смешно.

В том, что
Вдовиченков будет в роли Бати весьма колоритным, можно было не сомневаться. Так и есть. Скорее открытие для зрителя – десятилетний Андрей Андреев, играющий Макса в детстве. Он был хорош еще в военном байопике «Солдатик» (2018), а теперь подтвердил свой талант. Ну, и радует сюрприз – появление в паре эпизодов Елены Лядовой в роли матери Макса. Забавно, кстати, что Лядова почти всегда молчит. Интересный ход.

Ретро-часть сильнее современной во всем. Тут еще и Лядова! Кадр из к/ф «Батя».
Ретро-часть сильнее современной во всем. Тут еще и Лядова! Кадр из к/ф «Батя».

Флешбеки про жизнь с Батей в период распада СССР выполнены в стиле скетчкома, с ультравысоким вниманием к деталям советского и постсоветского быта и точным моделированием ситуаций, знакомых многим сегодняшним 30-40-летним россиянам. Это жирно и стильно.

К сожалению, это не культовый интернет-скетчком про 90-е, а на коленке деланная полнометражка со вкусом сильно разбавленного Жигулевского. Стоило ли вставать за таким в очередь в кинотеатрах?

Про провалы

Дмитрия Ефимовича, вышедшего из Камеди-клаба и «Нашей Раши» трудно назвать заслуженным режиссером. Вот и фильм получился сырым. К скетчам-флешбекам вопросов нет (изначально проект и планировался как скетчком с сериями около 2 минут). Но современное сделано очень плохо. Да и в кульминационной части склеено одно с другим тяп-ляп.

Кадр из к/ф «Батя».
Кадр из к/ф «Батя».

С первых до последних кадров не радует главный герой в исполнении то стендапщика Стаса Старовойтова, который банально слабо играет, не тянет. Михалкова с таким партнеров тоже выглядит блекло. Не впечатляют и юные актеры, хотя у Севастьяна Бугаева (хоррор «Тварь») и у Дианы Енакаевой («Лёд») есть солидный опыт. В данном случае, проблема скорее не в них, а в сценарии и в режиссуре.

Можно было постараться и раскрыть современные образы получше, может, и фильм бы получился длиннее, а не 1:16. Но не сложилось. Не очень понятно, что актеры играют в этой современной части, очевидно, что им от этого тяжело. В итоге всю «современность» смотреть не хочется, ее просто терпишь в ожидании очередного ситком-флешбека. Хочется просто перемонтировать все это в ситком, оставив только ретро-хроники.

Другой вариант – смотреть фильм на перемотке, пропуская всю дилетантскую современную часть. Кстати, разница в качестве двух частей фильма так сильна, что некоторые зрители видят в этом художественный эффект. Типа вот раньше была настоящая жизнь, яркая и четкая, а теперь пластмассовый мир... Может быть. Но стоит ли так эстетизировать обычную халтуру?

Унылая сюжетная линия, с надуманным конфликтом и неестественными персонажами. Кадр из к/ф «Батя».
Унылая сюжетная линия, с надуманным конфликтом и неестественными персонажами. Кадр из к/ф «Батя».

В вопросе ретро, кстати, тоже не все гладко. Недогружена линия мамы Макса. Кто она, как ушла, оставила сына с батей или потом забрала? Или ушла, но гораздо позже? Есть вопросы и по Бате. У него, как мы видим, имеется машина и советский видеомагнитофон, что в совокупности в начале 90-х могло стоить прилично. При этом он, вроде как, просто рабочий на заводе, с навыками «несуна». Это, конечно, мелочи, но прояснить их было бы интересно.

Про унылую романтику

Рекламный призыв для 40-летних привести на этот фильм отцов выглядит довольно спорным. Не факт, что зрелище окажется комфортным для всех. Не точно, что будет смешно. Тут, конечно, дело вкуса и личных эмоций, в восприятии скетчком-флешбеков многое зависит от субъективного взгляда каждого из зрителей. Как в детстве: кому смешно, кому обидно. Но дело даже не в шутках и воспоминаниях о тяжелых годах.

Да, почти все дети читали газеты. Ну, и замечательно. Кадр из к/ф «Батя».
Да, почти все дети читали газеты. Ну, и замечательно. Кадр из к/ф «Батя».

Проблема в том, что это кино не про угрюмого, но доброго и крутого отца, воспитывающего сына настоящим мужиком с помощью спартанских методов. Это и главный герой ближе к финалу понимает. Кино – про унылых и жалких слабаков в растянутых трениках. Про большое количество мужчин, потерявших себя, депрессующих, маргинализировавшихся под давлением полит-экономических обстоятельств и собственной лени.

Это фильм про сломленных людей, не находящих силы держаться ближе к поверхности социума с помощью способности «замутить», пойти в лихой бизнес или на три потогонки разом. Про тех, кто близок ко дну, слишком слаб, чтобы всплыть, и только с детьми выглядит силачом и крутым. Поэтому эти скетчи и оказываются узнаваемыми многими, истории-то не про одного Батю, а поколенческие.

Этот танк был действительно хорош. Кадр из к/ф «Батя».
Этот танк был действительно хорош. Кадр из к/ф «Батя».

И это печально. Не плохо, может, даже хорошо, что кино обратилось к серьезной теме про постперестроечных маленьких людей, но уж точно не сильно весело. В песочнице зарыто так много досады, обиды и тоски, что копать ее совочком можно, но не каждого обрадуют вид и запах раскопанного, не у каждого грусть будет светлой.

В такой момент особенно нужна действительно серьезная история, требуется сильная режиссура. Чего, к сожалению, не наблюдается.

Андрей Андреев в 2018 году отлично сыграл в российско-белорусском байопике про самого юного сына полка «Солдатик». Кадр из к/ф «Батя».
Андрей Андреев в 2018 году отлично сыграл в российско-белорусском байопике про самого юного сына полка «Солдатик». Кадр из к/ф «Батя».

Самые классные российские комедии последних лет – 9
Самые яркие актрисы в образе России-Матушки (часть 4)
«Кислота» — фильм про российское расщепление ценностей