Найти тему
Pravdaserm

Рейтинг репутации губернаторов РФ. Март 2021

Средняя репутация губернатора РФ в марте снизилась до 67.2 баллов из 100 возможных.

По сравнению с декабрём 2020 года падение всего на один балл сложно назвать большой потерей. Но если тенденция сохраниться и в будущем – можно будет сделать вывод о том, что снижение доверия к власти по всей стране не является случайным колебанием.

Каждый месяц рейтинг Pravdaserm цитируют десятки региональных и федеральных СМИ. Аналитические сводки, основанные на данных наших измерений, выходят в популярных телеграм-каналах (таких, как НЕЗЫГАРЬ ).

Не смотря на это, тон некоторых публикаций даёт понять, что сам термин " онлайн-репутация" для многих остаётся довольно туманным.

Наш новый мартовский рейтинг мы решили сопроводить дополнительными пояснениями. Уверены, что взрослым людям с опытом в журналистике не составит труда осмыслить нижесказанное.

I. Калмыкия. Репутация всегда на поверхности.

По умолчанию каждый человек считает, что из его личного мнения о персоне и складывается репутация. Почти все забывают о том, что мнение одного человека не обязательно должно совпадать с мнением общественности.

К тому же, вопросами достоверности исследований обычно задаются люди, глубоко погружённые в журналистику и/или политику. То есть, заранее предвзятые.

Как же определить, какая информация о персоне в большей степени отражает общественное мнение? С помощью алгоритмов ранжирования поисковых систем Яндекс и Google.

Смысл работы поисковиков заключается в том, чтобы в ответ на запрос пользователя показывать ему наиболее релевантную информацию. Если какая-то информация не попадает в поисковый топ – значит, она недостаточно релевантна запросу. Иными словами, недостаточно «правдива».

Губернатор Калмыкии Бату Хасиков занимает в рейтинге репутации 33 место с результатом 70 баллов из 100 возможных. Это не идеальный, но приемлемый результат для чиновника.

В поисковом топе по запросу «Бату Хасиков» довольно много нейтральных ресурсов, недостаточно собственных страниц. Но в нём также нет ни одного негативного ресурса, который бы создавал отрицательное мнение о губернаторе.

К примеру, где-то в глубине результатов поиска можно найти негативную статью на сайте PASMI. Если бы этот материал вызвал достаточно общественного внимания – он бы стал релевантным запросу и поднялся в поисковый топ.

Вывод – в результате действий пользователей и работы алгоритмов ранжирования материал о том, что Бату Хасиков не справляется с обязанностями, оказался не релевантен запросу «Бату Хасиков». Репутация – это информация на поверхности, отражение наиболее релевантной повестки. В интернете может быть написано что угодно и где угодно, но важно только то, что оказывается достаточно релевантным, чтобы попасть в поисковый топ.

Оценка репутации – это косвенный способ использования данных, полученных в результате работы алгоритмов ранжирования поисковых систем.

II. Ярославская область. Собственные ресурсы.

Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов занимает в новом рейтинге 21 место с репутацией 74 балла , хотя совсем недавно он был в лидерах. Падение репутации связано с выходом в топ нескольких нейтральных ресурсов, никак не характеризующих чиновника, а также одной ссылки на сайт Штаба Навального с негативной информацией о чиновнике.

К слову, появление ресурсов Навального в поисковом топе доказывает объективность поисковых систем – Яндекс и Google не «подыгрывают» разным политическим силам, и это делает рейтинг репутации одним из самых объективных и прозрачных способов оценить общественное мнение.

Но вернёмся к собственным ресурсам. Изначально сильная репутация Дмитрия Миронова обуславливалась именно большим количеством его собственных ресурсов в топе обоих поисковиков, и это та картина, к которой следует стремиться любой публичной персоне.

Во-первых, собственные ресурсы полностью подконтрольны чиновнику, а значит он сам решает, какую информацию через них доносить.

Во-вторых, тот факт, что эти ресурсы находятся в топе, говорит о том, что информация на них действительно соответствует интересам пользователей и вызывает их доверие.

Недостаточно просто создать себе полный комплект страниц в социальных сетях. Если люди не поверят этим страницам – страницы не привлекут достаточно активности. Если они не привлекут достаточно активности – они не попадут в поисковый топ.

III. Башкортостан и Мурманская область. Погрешность ВЦИОМ.

Традиционным способом исследования общественного мнения являются опросы, которые регулярно проводит ВЦИОМ. Опросы проводятся в формате телефонного обзвона выборки из 1600 человек.

И у этой методики есть как минусы, так и плюсы.

С одной стороны, методика используется годами и зарекомендовала себя, как относительно достоверный способ получить относительно достоверные данные. Размер выборки установлен неслучайно, над методикой работали ведущие социологи нескольких поколений. Именно поэтому большинству опросов ВЦИОМ можно верить.

С другой стороны, сама механика содержит в себе простор для искажений. Вопрос, заданный по телефону, подразумевает осознанный ответ – и в некоторых случаях респонденты, в силу своих эмоций, могут захотеть поругать власть. Или, наоборот, высказать безоговорочную поддержку, потому что такой ответ кажется им более «правильным».

Представьте сами, что незнакомый человек звонит вам по телефону и спрашивает, как вы относитесь к Владимиру Путину. Сможете ли вы быть предельно откровенны в ответах?

Исследование общественного мнения с помощью Pravdaserm отличается от традиционного соцопроса тем, что респонденты не знают, что их о чём-то спросили – они пользуются поисковыми системами, бессознательно формируя поисковый топ, и делают это так, как будто за ними никто не наблюдает .

При этом, количество пользователей, совершивших тот или иной запрос, чаще всего намного превышает размер любой социологической выборки. К примеру, репутация Владимира Путина сформирована почти десятью миллионами пользовательских действий – такой объём данных сложно назвать «выборкой». Скорее, это полноценный «замер».

Легитимность опросов ВЦИОМ можно проверить с помощью Pravdaserm. К сожалению, ВЦИОМ не проводит регулярные исследования рейтинга губернаторов, последние опубликованные данные датируются 2019 годом.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис набрал тогда 60% по данным телефонных опросов. В рейтинге Pravdaserm сегодня у него 58 баллов .

Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров в 2019-м отметился 63% поддержки, сегодня же у него 66 баллов репутации по данным Pravdaserm.

IV. Кто проплатил этот рейтинг

Как мы уже писали вначале, рейтинг Pravdaserm регулярно цитируется в крупных СМИ и телеграм-каналах. Причём, многие журналисты склонны доверять результатам измерения, когда они совпадают с их личным мнением. И переставать доверять – когда результаты перестают им нравиться.

К примеру, телеграм-канал Бумба на протяжении 4 лет цитировал рейтинг Pravdaserm, аргументируя с нашей помощью низкий рейтинг главы Калмыкии:

«Репутация главы Калмыкии Бату Хасикова упала на 13 позиций».

Такие результаты были явно по вкусу авторам канала.

Однако уже в декабре 2020, когда Хасиков занял в рейтинге 37-е место, ситуация поменялась:

-2

Аналитический отдел Pravdaserm с удивлением обнаружил, что рейтинг организован неким Бериковым. Ещё более удивительны слова автора о том, что в тексте «приведены настоящие факты».

По мнению автора, настоящие, солидные фирмы, что меряют рейтинги губернаторов… не поднимают нашего Главу выше, чем последние места . Что ж, напоминаем про 61% поддержки Хасикова по версии ВЦИОМ.

Разумеется, бесконечное количество статей в СМИ о том, кто и какое место занял в нашем рейтинге, нельзя назвать выдающейся работой пиарщиков из администраций. Но пытаться использовать свидетельство высокого рейтинга, как свидетельство низкого рейтинга – действие и вовсе за гранью объективности.

Так кто же в состоянии проплатить рейтинг репутации?

В отличие от рейтингов мнений экспертов, рейтинг онлайн-репутации основан на открытых и прозрачных данных поисковых систем. Эти данные могут быть получены кем угодно.

Преимущество использования Pravdaserm заключается в том, что сервис сертифицирован обеими поисковыми системами и напрямую получает от них поисковую выдачу, очищенную от поведенческих факторов конкретного пользователя.

Другими словами, вы вряд сможете увидеть близкую к общей картину, если сделаете запрос в поисковике со своего личного компьютера – результаты поиска будут продиктованы вашим виртуальным портретом.

Балл репутации считается сервисом Pravdaserm автоматически на основе тональностей ресурсов, найденных в поисковом топе. Тональности определяются по принципу «как характеризует чиновника эта конкретная информация?».

Любой результат измерения Pravdaserm может быть перепроверен, достаточно просто зарегистрироваться в сервисе и сделать измерение. Безусловно, существуют журналисты, которые могут охотнее поверить в заговор, чем нажать на две кнопки и проверить информацию самостоятельно. Но мы уверены, что таких меньшинство.

Бренды и интернет-магазины десятилетиями пытались накручивать пользовательские действия, чтобы поднимать свои страницы в топе и получать больше заказов. Это привело к тому, что поисковики создали сложнейшие системы определения накруток и обучили алгоритмы ранжирования защите от любых внешних манипуляций.

В результате сегодня есть два способа повлиять на онлайн-репутацию:

1. Подкупить Google

2. Действительно поработать над репутацией, чтобы она изменилась

Только один из этих способов на самом деле возможен.

V. Лидеры и аутсайдеры

Первое место в мартовском рейтинге занимает глава Вологодской области Олег Кувшинников с репутацией 85 баллов из 100.

В поисковом топе мало позитивных новостей, которые бы положительно характеризовали деятельность губернатора. Однако и в Яндекс, и в Google содержится по 6 собственных ресурсов чиновника – страниц социальных сетей. Это говорит о том, что именно из социальных сетей Олега Кувшинникова жители привыкли узнавать информацию, и в репутационном смысле это достойная защита и правильная стратегия.

Чуть хуже дела обстоят у главы Кабардино-Балкарии Казбека Кокова. 5 собственных ресурсов в поисковом топе, но слишком много нейтральной информации – сухих биографических справок и заметок пиар-службы о встречах чиновника с другими чиновниками. Такие инфоповоды помогают администрации поднять количество упоминаний и цитируемости, но не производят впечатление на рядового читателя и не влияют на репутацию.

82 балла из 100.

Третье место – Айсен Николаев, глава Республики Саха.

В поисковой выдаче по запросу "Айсен Николаев" также можно найти много собственных ресурсов чиновника. На первой строчке в Яндексе даже разместился его официальный сайт. Однако из позитивных внешних ресурсов здесь только страница на Википедии – ресурса, которому привыкли доверять пользователи интернета.

Если где-то в интернете вокруг Айсена Николаева и существует позитивный информационный фон – по-видимому, он оказался недостаточно интересным, чтобы попасть в поисковый топ и повлиять на репутацию.

82 балла из 100.

На четвёртом месте в рейтинге расположился Артур Парфенчиков – глава Карелии, который в последний год стабильно попадает в топ-20 губернаторов с лучшей репутацией. Следует признать, что в этом есть не только заслуга Парфенчикова, но и репутационная фора, которую губернаторы стали с удовольствием давать друг другу. Ещё несколько лет назад лидеры нашего рейтинга обладали репутацией свыше 90 баллов. Сегодня же достаточно иметь репутацию 81 балл из 100, чтобы занять четвёртое место.

К слову, за годы работы в должности Артур Парфенчиков демонстрирует медленный, но постоянный рост репутации. В начале губернаторской карьеры его репутация не превышала 60 баллов.

Замыкает группу лидеров этого месяца глава Тюменской области Александр Моор с репутацией 80 баллов из 100. На ранжирование ресурсов в поисковом топе повлияли более 9000 запросов в месяц, сам же поисковый топ состоит из собственных страниц губернатора и нейтральных заметок его пресс-службы, призванных повысить цитируемость в интернете.

Губернаторы с худшей репутацией в этом месяце: Александр Усс, Шолбан Кара-Оол, Алексей Дюмин, Игорь Васильев и Сергей Меликов.

У каждого из этих губернаторов в поисковом топе почти нет собственных ресурсов, а негативная информация превышает позитивную.

В поисковой выдаче по запросу "Сергей Меликов" нашлось сразу 4 негативных статьи. И любой, кто захочет составить мнение о чиновнике, сделает из них вывод.

Здесь вы можете измерить репутацию любого бренда или персоны.