Найти тему

Как я познакомился с детским программированием

В детстве я был очень любознательным, в 6 лет нашел на чердаке у деда кучу советских школьных учебников, и все их за лето прочитал. Формулы пропускал - читал только описание и разглядывал картинки. В начальных классах прочитал все научно-популярные книги в поселковой библиотеке, а в 12 лет случилось огромное счастье - на заводе "Промсвязь" установили настоящие компьютеры!

Это были “динозавры” СМ-3. (Ссылка на изображение компьютера в конце статьи)

Мониторы светились зеленым цветом, таинственно подмигивал пиксельный курсор, вращались огромные катушки с пленкой, и я впервые услышал магические слова: “Энтер”, “Шифт”, “Капс”.

Будущее, которого ждали все пионеры Советского Союза после просмотра фильма “Гостья из будущего”, наступило.

Из фильма "Гостья из будущего"
Из фильма "Гостья из будущего"

До сих пор испытываю чувство огромной благодарности молодому специалисту Владимиру Сёмочкину, который решил открыть компьютерный кружок и учить детей новейшим технологиям.

Сентябрь 1988 года навсегда отпечатался в моей памяти первым кодом на BASIC.

10 A=2

20 B=3

30 PRINT A+B

Это была магия! Огромный железный компьютер выполнял команды 12 летнего человека!

Далее была самодельная брошюра с основными операторами BASIC, написанная руководителем кружка, и распечатанная на матричном принтере, знакомство с ОС РАФОС, книга “Бейсик это просто”, ДВК 2М, IBM PC XT 286 с цветным экраном, 5.25” дискеты и SimCity.

До сих пор стоит на моей книжной полке.
До сих пор стоит на моей книжной полке.

И, конечно, когда у меня родился сын, то я очень хотел показать ему как программировать на компьютере, чтобы он тоже ощутил ту радость от творчества, что и я в 12 лет.

Когда Артему исполнилось 7 лет, то в честь начала учебы мы купили ему компьютер - чтобы хорошо учился. Однако оказалось, что в компьютере вообще нет никаких образовательных программ - только пасьянс “косынка”. В результате я целую неделю искал что-нибудь полезное и случайно ввел в поисковик “программирование для детей” - вот так я и нашел Scratch.

Это оказался специально придуманный для детей язык программирования, в котором не надо писать код с клавиатуры, а надо просто перетаскивать и прицеплять разноцветные блоки.

Интерфейс Scratch 1.4
Интерфейс Scratch 1.4

Сначала Scratch загрузился на английском языке, что могло создать проблемы первокласснику. Он уже неделю изучал английский язык, но быстро запомнить такую кучу слов он наверное бы не смог. Я продолжал изучать возможности этой программы и нашел глобус! Оказывается Scratch переведен на кучу языков! Вот где прячется этот глобус (кстати, у современной версии Scratch 3 глобус расположен на этом же месте).

Переключение языка
Переключение языка

Разобравшись с тем, как соединять блоки, я показал Артёму эту программу. А ему даже объяснять ничего не потребовалось! Все настолько интуитивно понятно, что он сразу же научил котенка бегать.

Три блока - и котик побежал!
Три блока - и котик побежал!

Желтые блоки всегда устанавливаются в начале скрипта, и, когда произойдет то, что на них написано, то поочередно начинают выполняться блоки, прицепленные снизу.

Затем мы немного подумали и сделали коту управление от стрелочек. Здесь уже пришлось рассказать первокласснику о градусах и направлениях, я не уверен, что он с первого раза запомнил что круг делится на 360 частей, но основные направления выучил.

Управление персонажем  (спрайтом) с помощью стрелочек
Управление персонажем (спрайтом) с помощью стрелочек

А дальше добавили логический блок , и получилась первая игра, в которой надо собирать предметы!

Котик "забирает" ключик (приведен код ключика).
Котик "забирает" ключик (приведен код ключика).

В наши дни Scratch переехал в онлайн, его не надо устанавливать на компьютер, и можно работать прямо в браузере на сайте https://scratch.mit.edu/ . Это удобно, так-как можно делится своими проектами и изучать проекты других детей.

Как найти и запустить Scratch в онлайн.
Как найти и запустить Scratch в онлайн.

Однако, если нет желания работать в онлайн, то по-прежнему можно скачать Scratch на компьютер и учить ребенка программированию без доступа в интернет (например на даче в дождливый день).

https://scratch.mit.edu/download

Попробуйте вместе с ребенком - это очень интересно!

И в заключении пример проекта, который мой сын сделал в первом классе - это эпичная история про кота и летучую мышь. На примере этого проекта я рассказал ребенку об эпидемии вируса Эбола, переносчиком которого являются африканские летучие мыши, питающиеся фруктами. Так-что Scratch это не только про детское программирование, с ним можно изучать вообще все школьные предметы и даже то, чему не учат в школе. Это мощнейший инструмент. Но о том как он помог Артёму в учебе расскажу в следующих заметках.

https://scratch.mit.edu/projects/14155407/

Так-как я очень люблю Scratch то записал несколько бесплатных видеоуроков, которые вы можете найти по ссылке https://codim.online/Scratch

А вот и обещанная ссылка на статью про советские компьютеры http://robotoved.ru/soviet_computers/