Уже давно доказано, что к 11 годам ребёнок становится способен к, уже практически, объективной оценке мира, самостоятельному разрешению задач, среднесрочному и перспективному планированию.
Восприятие детьми мира до этого возраста и после его наступления отличаются кардинально. И исследователи вопроса, после долгого изучения, выяснили в чём заключается разница в миропонимании, мироощущении и мировоззрении взрослых и детей. И вот лишь некоторые, самые яркие отличия.
Детские фантазии
Эксперименты показали, что в умном восприятии реальности у ребенка проходит очень тонкая грань между фантазией и реальностью. И наличие этой грани обусловлено не пониманием, в силу возраста, того, какие знания истинны, а какие ложны. Проще говоря, дети ещё не способны видеть разницу между фантазией и реальностью. Поэтому они совершенно уверены, что явления, события и люди которых они сами себе выдумали, существуют в реальном мире.
Отсутствие абстрактного мышления
Не способность к абстрактному мышлению у детей в возрасте до 11 лет доказанный факт. Психолог Р. Шаффер дал задание детям, разделённым на две группы, указать на своем теле то место, которое в их понимании годилось бы для размещения третьего глаза. Все дети первой группы - в возрасте 9 лет указывали на лоб, поясняя это тем, что существующие два глаза находятся именно там. 11-летние дети из второй группы уже делали более смелые предположения, например, многие размещали третий глаз на ладони!
Изучение языков
Обладающие ещё очень «пластичным», формирующимся мозгом дети усваивают новые языки легко. Лингвист Н. Хомский выдвинул интересную теорию о том, что в мозге есть отделы, в которых правила синтаксиса всех существующих языков, сведены воедино. Кроме того, миллионы нейронов осуществляют речевую функцию ребенка, выделяясь в сложные проводящие системы. Эти системы почти полностью формируются к 10 годам. Это и есть причина трудностей в изучении языков уже сформировавшимся, взрослым человеком.
Постоянство объектов
Дети в возрасте до одного года уверены, что объект, который они перестают видеть, они больше не увидят никогда, т.е. он буквально исчезает навсегда. Психолог Ж. Пиаже предложил теорию о постоянстве объектов и доказал, что знание о существовании объекта невидимого человеком не является «встроенной» в мозге программой, а приходит с возрастом и является результатом обучения. Жизненного опыта маленького ребёнка недостаточно, чтобы сознавать существование объекта, который малыш перестал видеть.
Идентификация
Ученые утверждают, что зрение новорожденных не имеет фокусировки, видимые им объекты «размыты». Кроме того, они не различают лиц из-за отсутствия жизненного опыта. Исследования показали, что, действительно, дети младше 6 месяцев лиц разных людей не различают, но уже к 9 месяцам они адаптируются к реальности и начинают отличать лица тех, кого наблюдают постоянно от тех, кого видят впервые или редко. А в возрасте одного года зрение фокусируется, и дети начинают видеть объекты всё и в цвете.
Рисование
Детям в возрасте от 5 - 9 лет дали задание нарисовать чашку, поставленную так, чтобы ручка была не видна. И тем не менее, все дети до 7 лет добавили ручку к своим изображениям. И наоборот, дети старше 7 лет рисовали чашку так, как они её видели, т.е. без ручки. Итогом этого эксперимента стал вывод о том, что, если взрослый человек будет рисовать объект, который он видит, он нарисует его, так как есть. А дети добавляют элементы, о существовании которых они знают, но которые не видят.
Друзья! И всё же дети остаются детьми со своими особенностями и способностями. А взрослые уже теперь навсегда будут взрослыми. Это нормально и правильно! Важно не забывать об этом и тогда всё у вас и ваших деток будет хорошо.