Найти тему
Left Turn

Шевроле "Черная вдова" - машина, наводившая ужас на конкурентов

В сезоне 1956 года гонщики Шевроле выиграли в НАСКАР всего три гонки - ничтожно мало в сравнении с конкурентами за рулем автомобилей Крайслера и Форда. В Дженерал Моторс решили кардинально изменить положение дел и создать машину, которая будет доминировать в соревнованиях НАСКАР. Для начала концерн образовал The Southern Engineering Development Company (SEDCO) - специальное гоночное подразделение Шевроле под прикрытием, существовавшее в рамках дилерского центра Шевроле в Атланте, штат Джорджия, Nalley Chevrolet Inc. Подразделение возглавил бывший ведущий гоночный инженер Хадсон Винс Пиггинс (в 1952-54 годах Хадсон стал первым в НАСКАР в зачете автопроизводителей). Перед ним и его подчиненными была поставлена задача ко времени гонки в Дайтона-Бич сезона 1957 года сделать быструю машину и предоставить ее гонщикам Шевроле.

За основу был взят легкий двухдверный седан 1957 года Шевроле "Уан-фифти" (150 серия) с двигателем V8 объемом 283 кубических дюйма, оснащенным механическим инжектором фирмы Rochester и выдававшим мощность в 283 лошадиных силы. Пиггинс доработал автомобиль для тяжелых гоночных условий, в том числе модифицировал поперечины подвески, добавил четыре амортизатора, сместил радиатор, который заменили на большую версию от Бьюика, и двигатель назад, установил тормоза Hydrovac от тяжелого лимузина Шевроле, поставил бензобак увеличенной вместимости от такси версии. Кроме того, вместо пяти гаек на серийной модели в гоночной версии автомобиля колеса крепились к ступице оси шестью гайками. Одним из самых главных усовершенствований была модификация двигателя, мощность которого удалось поднять до 310-315 лошадиных сил. Так появилась "Черная вдова".

Моторный отсек "Черный вдовы". На фото видно, что радиатор и двигатель смещены назад. Это обеспечивало повышенную надежность в гоночных условиях и отличную управляемость в поворотах.
Моторный отсек "Черный вдовы". На фото видно, что радиатор и двигатель смещены назад. Это обеспечивало повышенную надежность в гоночных условиях и отличную управляемость в поворотах.

Шесть новых автомобилей в черной белой раскраске были поставлены команде механика Хью Бэбба, числившегося среди сотрудников SEDCO (то есть фактически заводской команде Шевроле), перед гонкой на трассе Дайтона-Бич 17 февраля 1957 года. Гонщиками команды были Бак Бейкер, Джонни Бочамп, Джек Смит, Спиди Томпсон, Рекс Уайт и Френки Шнайдер. Бочамп финишировал вторым позади победителя Коттона Оуэнса на Понтиак, Бейкер стал четверым, Томпсон и Уайт закончили гонку в первой десятке. Для дебюта все сложилось очень даже неплохо, а уже в следующей гонке комбинация из легкого шасси, мощного двигателя и неофициальной заводской поддержки окончательно доказала свою эффективность - Джек Смит выиграл гонку, Бейкер и Томпсон финишинировали на второй и третьей позициях. На этапе затем победил Ральф Муди за рулем Форд, однако Бейкер и Томпсон замкнули на финише гонки первую тройку лидеров. Дальше дела пошли еще лучше: Бейкер выиграл две гонки подряд, причем на треке в Хиллсборо, штат Северная Каролина, гонщики заводской команды Шевроле заняли первые три места, чем весьма порадовали президента Дженерал Моторс, посетившего гонку. Он мог быть доволен: правило "В воскресенье побеждай, в понедельник продавай" работало как нельзя лучше.

Шевроле "Черная вдова" номер 47 Джека Смита в гонке на трассе Дайтона-Бич в 1957 году.
Шевроле "Черная вдова" номер 47 Джека Смита в гонке на трассе Дайтона-Бич в 1957 году.

Автогонки в середине прошлого века были очень опасным видом спорта, причем не только для гонщиков, но и для болельщиков. У всех в памяти была жуткая авария во время гонки "24 часа Ле-Мана" 1955 когда, когда автомобиль вылетел с гоночной трассы прямо в толпу зрителей, убив 84 из них и еще около 120 человек получили различные травмы. Вдобавок к этому смертность на американских дорогах в 1956 году достигла рекордного уровня. В различных авариях погибло почти 38 тысяч человек. В те времена серийные автомобили не оснащались ремнями безопасности да и в целом стандарты безопасности оставляли желать лучшего. Многие в органах власти США не без оснований полагали, что автогонки, помимо того, что являются крайне опасным видом спорта, еще и побуждают американскую молодежь безрассудно гонять по дорогам общего пользования, что приводит к росту количества дорожно-транспортных происшествий.

Понимая, что развитие автогонок сток-каров во многом зависит от благоприятных отзывов в прессе и позиции государственных чиновников, руководство НАСКАР предпринимало меры, направленные на повышение безопасности. Одной из такой мер был запрет в конце апреля 1957 года на использование инжекторной системы впрыска топлива, отныне легальными были только четырехкамерные карбюраторы (запрет оставался в силе вплоть до 2012 года). Меняя правила в НАСКАР хотели убить двух зайцев сразу: ограничить рост мощности двигателей и замедлить слишком быстрые новые Шевроле. Однако быстро выяснилось, что на скорость их гонщиков это изменение не повлияло.

Шевроле Бака Бейкера на гоночном треке.
Шевроле Бака Бейкера на гоночном треке.

Чуть позже во время майской гонки сезона 1957 года на треке в Мартинсивилле случилось событие, надолго наложившее отпечаток на соревнования НАСКАР. Во время гонки Меркьюри Билли Майерса врезался в ограждение, причинив увечья нескольким зрителям, в числе которых был восьмилетний ребенок. Гонка была остановлена и Бак Бейкер объявлен ее победителем, однако эта победа стала последней для команды Хью Бэбба и SEDCO. Негативная реакция в прессе и органах государственной власти заставили американскую Ассоциацию автопроизводителей, и без того сильно обеспокоенную быстрым ростом скорости автомобилей НАСКАР, подготовить специальную резолюцию, запрещающую любое участие автопроизводителей в гонках. Дженерал Моторс быстро ее одобрила, положив тем самым конец существованию своего полуофициального гоночного подразделения в Атланте.

SEDCO была расформирована, автомобили команды Хью Бэбба, запчасти и оборудование - разделены между ведущими гонщиками команды: Бейкером, Томпсоном и Смитом, которые продолжили участвовать в соревнованиях, но уже за рулем собственных машин. Однако еще до введения этого запрета Пиггинс составил специальное руководство по превращению обычной Шевроле 150 серии в гоночную версию. В разосланной в диллерские центры брошюре подробно описывалось какие дополнительные детали необходимо заказать и какие модификации сделать, чтобы автомобиль мог участвовать в гонках.

Обложка специального руководства по модификации Шевроле 150 серии в гоночную версию.
Обложка специального руководства по модификации Шевроле 150 серии в гоночную версию.

В 1957 году Бак Бейкер победил в чемпионате Кубка НАСКАР, выиграв десять этапов из 40, в которых участвовал. В 30 гонках он финишировал в первой пятерке и в 38 - в первой десятке! Спиди Томпсон закончил чемпионат на третьем месте с двумя победами, Джек Смит выиграл четыре гонки и стал в общем зачете пятым. Сочетание легкого кузова, отличной управляемости, надежности и высокооборотистого мотора сделали "Черную вдову" настоящим королем шорт-треков. Почему именно Шевроле SEDCO получили такое прозвище точно неизвестно, однако скорее всего это произошло из-за их черно-белой схемы раскраски, а возможно еще и потому, что автомобили команды наводили ужас на конкурентов.

После сезона 1960 года "Уан-фифти" была заменена в Кубке НАСКАР на более современную модель Шевроле, однако в младших дивизионах НАСКАР гонщики за рулем этого автомобиля еще долго продолжали выигрывать гонки. Сейчас "Черная вдова" - часть истории американского автоспорта и по-настоящему культовая гоночная машина, которая очень ценится среди коллекционеров.

Шевроле "Черная вдова" Бака Бейкера в Зале Славы НАСКАР в Шарлотт, штат Северная Каролина.
Шевроле "Черная вдова" Бака Бейкера в Зале Славы НАСКАР в Шарлотт, штат Северная Каролина.

https://leftturn43.livejournal.com/8556.html

Авто
268,3 тыс интересуются