- Представляете, я поймала его на воровстве. Это так подло, так низко, так противно. У меня просто слов нет, словно я с тараканом жила все эти годы!
Юрист поднял голову и спокойно сказал вошедшей даме:
- Тогда вам надо в полицию!
- Вы не понимаете, - дама смахнула слезу, - меня обворовывает собственный муж.
Во всех историях, связанных с семейными разборками, которые звучат в кабинете юриста, обратившая сторона всегда святая, ангельски-светлая, просто закончилось терпение, в то время, как супруг самое демоническое воплощение темных сил на земле.
- Я готов вас выслушать и дать юридическую оценку, а так же прогноз по вашей ситуации. Моя консультация стоит, - и была названа цена.
Мой знакомый давно уже понял, что просто выслушивать бесплатно клиента имеет смысл только тогда, когда весь его рассказ помещается в 5 минут. Если же предстоит длительная беседа, то она должна быть оплачена.
Дама моментально успокоилась, кивнула и перешла к более деловому разговору без слез и прочих театральных атрибутов.
Оказалось, что она с официальном браке чуть более пяти лет. Проживают они в ее добрачной однокомнатной квартире, доставшейся ей от бабушки. За время брака в квартире был сделан капитальный ремонт: поменяли окна, проводку, трубы, полы, выровнены стены, сделаны натяжные потолки и покрашены стены. У пары есть общий ребенок четырёх лет. Ребенок посещает сад, а дама работает в ТЦ с 10 (как открывается центр) до 15 продавцом в отделе нижнего белья. Муж работает в Москве. Там он снимал крошечную квартирку около работы до пандемии. Домой приезжал в пятницу вечером, а в понедельник рано утром уезжал. Жена предлагала несколько раз взять в ипотеку квартиру в Москве, но муж категорически против. Как он сказал, он не собирается всю свою жизнь прожить в этом муравейнике. Пандемия вообще высадила его на удаленку. И теперь ее муж успешно работает из дома, ездя на работу два-три раза в месяц.
В нашем же городе живут родители обоих супругов. Родители дамы живут вместе с ее младшей сестрой, которая учится в институте. Ее родители молодые самодостаточные люди, занимающиеся собой и не лезущие в жизнь дочери. Более того, они вообще не стремятся как-то участвовать в жизни взрослой дочери. Даже не желают помочь забрать ребенка из сада или провести выходной с внучкой. «Мы тебя рожать не просили!» - их любимая фраза. Внучку они видят два раза в год: на новогодние праздники и на день рождения. Свекровь же, наоборот, постоянно лезет со своей помощью. Сначала «давай погуляю с коляской», потом «давай заберу ребенка», «давай мы с ней сходим в кино», «отдохните на выходных пару часов, а я с внучкой погуляю». Десять лет назад свекровь прооперировали – удалили желчный пузырь. С тех пор она всегда на диете. В прошлом году не стало свекра. Они были люди не молодые, сын у них единственный и поздний ребенок. Свекровь осталась одна в трехкомнатной квартире. Она уже на пенсии, но продолжает работать в школе учителем на ½ ставки. Больше не берет, так как здоровье не позволяет, по ее словам.
И вот буквально на прошедшей неделе дама, пришедшая к юристу, узнала, что ее муж каждый месяц переводит своей маме денег. И не тысяче или две, а полностью оплачивает коммуналку в ее квартире, дает денег расходы. Выходит не меньше десятки в месяц. А буквально в этом месяце начал делать ремонт в квартире своей матери. Когда она пришла к нему с вопросами, что все это значит, он спокойно ответил ей:
- А что собственно не так? Ремонт в твоей квартире сделали? Так там моя квартира. И я хочу сделать ремонт в своей квартире. Почему не могу? Оплачиваю коммуналку, а что разве не должен? Там и моя доля есть. И зарегистрирован я там. Кто за меня должен платить? За коммуналку в твоей квартире я то же плачу, хотя не имею в ней никакого отношения, как ты сама любишь говорить. А там моя квартира и за нее кто платить должен?
- Ты отдаешь наши деньги своей матери, а меня даже в известность не поставил. Ты распоряжаешься семейным бюджетом в одиночку, совершенно не считаешься со мной, не интересуешься моим мнением. У нас лишних денег нет. А у твоей матери и пенсия есть и зарплата. Она и без твоих денег отлично проживет.
- Наши деньги… Я отдаю матери те деньги, что зарабатываю я сам. У тебя я не спрашиваю отчет, куда ты деваешь свою зарплату. Ты ею распоряжаешься, как считаешь нужным и меня в известность о своих тратах и намерениях о тратах не ставишь. То есть, ты то же не считаешься со мной, не интересуешься моим мнением?
- Понимаете, - говорит дама, обращаясь к юристу, - он словно не понимает, как ужасно поступает. Ведь все деньги, что зарабатывают оба супруга являются семейным бюджетом. Естественно, я женщина и я должна распоряжаться всем бюджетом. И все деньги должны быть у меня.
- Простите, вам не хватает на еду? На содержание ребенка? Коммуналку оплачивает ваш муж, как я понял.
- Хватает. Но я могла бы позволить и себе и ребенку больше, если бы он не воровал деньги из бюджета.
- А что вы от меня хотите?
- Я хочу, чтобы вы запретили ему скрывать от меня свои доходы и обязали его полностью вкладываться в семейный бюджет.
- Я могу составить брачный договор, в котором пропишем все обязательства для каждой из сторон. Там можно указать, кто и какой суммой участвует в жизни семьи, могу прописать в нем каждое действие в семье, в том числе и по уборке со стола после обеда. Но нельзя включать в договор положения, противоречащие семейному кодексу. А по семейному кодексу совершеннолетние дети обязаны проявлять заботу о своих родителях, что, собственно, ваш муж и делает. Так же нельзя внести в договор ограничение дееспособности и правоспособности любого из супругов . А вы хотите ограничить мужа в его праве распоряжаться деньгами. Да, можно прописать, что он обязуется каждый месяц выделять такую-то сумму на одежду, обувь, еду, развлечения для всех членов семьи, но нельзя прописать, что он не имеет права зарабатывать больше, а вот остальные деньги все равно останутся в его личном распоряжении. К тому же не стоит забывать, что в договоре может появиться встречное требование от мужа к вам вносить свою финансовую лепту в бюджет семьи, так как ваши с ним права и обязанности равны, а брачный договор является добровольным для обеих сторон. Вы к этому готовы? А так же стоит учесть возможности сокращения доходов и даже потери оного. Если вы к этому готовы и согласовали все эти моменты с мужем, то я готов помочь вам составить проект брачного договора и помочь зарегистрировать его у нотариуса.
- Может быть, мне тогда в суд на него подать на самовольное распоряжение семейными деньгами?
- Если вы с дочерью не голодаете и не нуждаетесь, то семейный кодекс вас не поддержит. Можно, конечно, взыскать с вашего мужа алименты на содержание общей дочери в виде ¼ части всех видов его дохода, но уверены, что это укрепит ваш брак и увеличит количество денег, выделяемых мужем?
- А если еще и на меня взыскать алименты?
- К сожалению, только до 3-х лет ребенка. Далее семейные кодекс позволяет взыскивать алименты в твердой денежной сумме на родителя, ухаживающего за ребенком-инвалидом. У вас же здоровый ребенок?
- Получается, что муж имеет право распоряжаться деньгами, как хочет? Я что зря замуж выходила! Он - муж. Он обязан меня содержать, а не свою мать. Она не член нашей семьи. И она мне совсем никто.
- Вы же дееспособный человек, трудоспособный. Он не обязан вас содержать в текущей ситуации. Можно попробовать составить брачный договор, но он доброволен для обоих супругов. Принудить никого нельзя. А вот заботиться о матери ваш муж обязан.
- Этот семейный кодекс ваш совершенно не заботится о семье! Он не защищает ни жену, ни детей! Какой кошмар! И это называется правовое государство!
Дама ушла очень разочарованная.
- Знаешь, - сказал мне юрист, рассказывая эту историю, - когда я начинал работать, таких дам не было. Приходили те, кого муж выгонял с детьми на улицу, кто не получал ни копейки с папы ребенка. А вот последние годы попадаются все чаще и чаще те, кто хочет либо поиметь с родителей мужа что-то, включая алименты на внуков (об этом я писала здесь) или вычеркнуть их из жизни своей семьи совсем. Вот интересно почему такая тенденция?