Найти тему
Павел Сапов

Государственная линия в архитектуре

Сегодня государство выполняет роль заказчика в довольно значительных объемах. Однако, система взаимодействия бизнеса с государственными структурами очень сложна, громоздка, а порой и просто чудовищно забюрокраченная — без хорошего «проводника» здесь не обойтись . Для эффективной коммуникации бизнесу нужен как минимум хороший юрист и специалист по тендерам, но лучше иметь целые отделы. Иными словами, малому бизнесу такое сотрудничество просто не под силу. Проще и нагляднее сие действо проиллюстрировать примером из жизни.

Однажды мы решили поработать с одной госкорпорацией. Точнее, они решили поработать с нами. У них была острая проблема самостроя, который нужно было легализовать, а, как вы понимаете, это умеют делать единицы архитекторов. Задача утилитарная и абсолютно не творческая, хоть и требует довольно высоких навыков в области компьютерного моделирования — нужно ведь смоделировать весь комплекс зданий в 3D. Мы потратили месяц на переговоры, учитывая, что у нас была рекомендация очень высокого уровня — сами понимаете, в госкорпорации просто так не попадают. Затем согласовали стоимость работ. И все шло хорошо, пока наш договор — стандартный, надо сказать, для подобного вида деятельности, через который прошли уже десятки заказчиков, не попал в юридический отдел. Тут, как в анекдоте про поручика Ржевского, началось такое! Юристы, столкнулись с нестандартной для них ситуацией — они же привыкли меъанически оформлять закупочные договора, а тут услуга, да такая деликатная. В общем, стали нас просить детализировать услугу в договоре, составив таблицу расчета стоимости. А какой здесь расчет? Мы просто называем цифру — нравится (а им на этапе переговоров все нравилось), тогда работаем, а на нет, как говорится, и суда нет. Оказалось, что они очень хотят нам заплатить, более того, их проблему кроме нас и решить то никто не может, но система настолько, я не побоюсь этого слова, идиотическая , что надо либо фальш-тендер проводить, что, безусловно, скушает драгоценное время (за которое, надо сказать, многие в госкорпорации лишатся своих постов), либо придумывать еще более хитроумную комбинацию. Мы оказались вовлечены в решение проблем наших заказчиков, что, в принципе, нам вообще не свойственно. В процессе всего этого театра абсурда мы неоднократно увеличивали стоимость договора, дабы покрыть потраченные нами время и усилия. В итоге зашли в патовую ситуацию — за оставшийся срок работу выполнить было невозможно, да и схему оплаты мы так и не сочинили. Зато сей дивный инцидент дал нам глубинное понимание сути происходящего в нашей стране — денег в госкорпорациях как у дурака фантиков, а потратить их нельзя. Как это у Пушкина было: «Там царь Кощей над златом чахнет». Если немного утрировать, то суть примерно такова - есть на счетах миллиарды, но потратить их можно только на закупку «китайских пылесосов». Все остальное противоречит закону. Именно поэтому наши чиновнички, склонные к личностному обогащению и поднаторевшие в этом механизме, могут выводить себе огромные суммы на карман. А люди, предлагающие качественные услуги попадают в категорию «не формат», ибо в юридических отделах корпораций работают не самые умные и креативные люди. В итоге многие там начали нервничать, мол, а как ускорить процесс? Рецепт ускорения любых процессов в России только один — наличка. Но и тут беда — договор с семизначной цифрой. Но и здесь возникла нерешаемая проблема — где взять наличку в таком объеме, и кто будет ее непосредственно передавать. К тому моменту уже половина служащих оказались на больничном, а некоторые, видимо, самые опытные, и вовсе за границей. В общем, заинтересованных лично лудей в этом вопросе не нашлось, поэтому и сама ситуация рассосалась как швы, после сеанса Кашпировского. Результатом нашего двухмесячного труда стало, выражаясь бухгалтерским языком 0 рублей 00 копеек.

Однако, справедливости ради, должен отметить, что у нас также имеется и положительный опыт участия в некоторых госпрограммах, правда, в роли заказчика там выступал бизнес. Но сами программы были инициированы госструктурами. И хотя, все проекты были выполнены, и даже реализованы, государственные структуры работали настолько медленно, что, пожалуй, ни один бизнес такой медлительности себе позволить не смог бы.

Текст: Павел Сапов

Продолжение следует

Уважаемые читатели! В рамках данного формата я публикую фрагменты статей, разбивая одну большую статью на несколько. Если вас заинтересовал материал, и вы хотите прочитать продолжение или предшествующие части - заходите на мой канал, там обязательно будут следующие части и статьи целиком. Подписывайтесь, читайте, комментируйте:)