Найти в Дзене
Дмитрий Гаврилов

Русское общество пароходства и торговли

Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ), одна из первых коммерческих пароходных компаний в России.

Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ), одна из первых коммерческих пароходных компаний в России. Образована на Черном море в 1856 году в целях оживления морской торговли черноморских портов с зарубежными странами, а также поддержки военного флота на случай войны. Первоначально общество владело пятью пароходами, переданными русским правительством, однако со временем стало процветающей компанией со своими верфями и портами.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, ряд судов РОПИТ был зафрахтован Морским ведомством. Одно из них – «Великий Князь Константин» - было переоборудовано по проекту лейтенанта С. О. Макарова в первую в мире плавательную базу минных катеров.

Пароход "Великий Князь Константин"
Пароход "Великий Князь Константин"

Спущенные с его борта четыре катера в ночь на 12 августа 1877 года атаковали на рейде Сухуми турецкий броненосец «Ассари-Шевкет». В ночь на 16 декабря 1877 года на рейде Батуми – броненосец «Махмудия», а в ночь на 14 января 1878 года там же потопили военный пароход «Интибах». Другое судно пароход - «Веста», переоборудованное во вспомогательный крейсер. 11 июля 1877 года одержало победу у берегов Румынии над турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», обратив его в бегство.

Пароход "Веста"
Пароход "Веста"

В начале первой мировой войны в состав РОПИТ входило 73 парохода общей грузоподъемностью 120883 тонны, однако с этого момента деятельность общества стала ослабевать в связи с закрытием пролива Босфор и Дарданеллы.

В 1918 году РОПИТ, добровольный флот и другие частные пароходные компании были национализированы.