О Харбине мне рассказывал Китаец Том, мой гид, переводчик и сопровождающий, приставленный ко мне на две недели командировки.
В Харбине, как и в Томске, я чувствовал себя, как в своей квартире. Ощущение домашнего города, только белки не бегают, видимо потому, что строили город, начиная с 1898 года, исключительно русские, и на протяжении нескольких десятилетий эмиграция из России подпитывала город. Некий офис-менеджер Юань Ли, говоря о влиянии русских на облик и дух города отметил, что Харбин, пожалуй, единственный город в Китае, где зимой на улицах едят мороженое, а в каждом доме на полках обязательно стоят матрешки, приносящие счастье. Ещё он подметил, что в Харбине нет домов с загнутыми крышами для ласточек, как во всём Китае.
А ещё в Харбине китайцы какие-то другие, русее что-ли, выше. Другие.
А ещё в Харбине есть "Русский клуб в Харбине" и такой есть ещё в Пекине и по моему всё. Оказывается, впервые, клуб был создан именно здесь, поскольку в Харбине проживало больше всего русских, до 200 тысяч человек. Потом их объявляли вне закона, лишали гражданства, завлекали на родину и сажали в лагеря. Свели на нет почти всю диаспору. Последний массовый отъезд "русских харбинцев" приходится на 40-60-е годы прошлого столетия. Пережило все перипетии 900 человек.
Мне удалось побывать на собрании клуба, посвящённом Дню Победы и познакомиться с его активистами.
Многие русские - члены клуба, состоят в браках с китайцами, как правило это женщины. Они редко работают, потому-что зарабатывают в основном мужья, и поэтому женщины большую часть времени посвящают семье и общественной деятельности. В китайских семьях обеспечение семьи, в основном, ложится на плечи мужчин.
"О Харбине, как о явлении и значении его писал архиепископ Нафанаил (Львов). По его словам Харбин был исключительным явлением. Построенный русскими в Китае, он оставался типичным русским городом ещё 25 лет после революции. В Харбине было 26 православных церквей, сеть средне-учебных школ и 6 ВУЗов. Милостью Божией, Харбин на четверть века продолжил нормальную русскую жизнь". https://ru.wikipedia.org/wiki/Нафанаил _(Львов) Архиепископ некоторое время учился в нашем любимом Томске и поэтому его с полным правом можно назвать нашим земляком.
Земляком является и другой "русский харбинец" - Петр Фёдорович Федоровский, городской архитектор Томска с 1895 по 1905гг. С 1905 по 1912 гг, уезжал. Вновь вернулся в Томск, отмеченный наградами, в 1912 году и до 1915 года занимал прежнюю должность и преподавал в Томском технологическом институте. В 1916 году отправляется на турецкий фронт, в 1918 уезжает с семьёй во Владивосток, откуда эмигрирует в Китай, в 1922 году. В Харбине, в 1926 году, Пётру Фёдоровичу была предложена должность профессора, зав. кафедрой архитектуры в Харбинском политехническом и Северо-Манчжурском политехническом институтах. В те годы Федоровскому было 60 лет, но он был полон сил. В Харбине, до сих пор стоит здание, приюта "Ясли", спроектированного Петром Федоровским. Скончался в Харбине в1944 году. Все СМИ напечатали большие статьи о жизни Федоровского. Он был видным общественным деятелем в Харбине и выдающимся архитектором в России и Китае.
В 2015 году русская диаспора в Харбине превышала 3000 тыс. человек, сколько сейчас, в условиях пандемии, не знаю. До пандемии русские продолжали ехать в Харбин. Память предков, однако.
В 2017 году в Харбине прошёл первый всемирный конгресс Харбинцев, под эгидой Народного правительства провинции Хэйлунцзян и мэрии Харбина под лозунгом — «Вспомним историю, вместе создадим будущее». А в конце мая, каждый год, Харбин празднует день города, когда в 1898 году, к этим берегам причалил пароход из Благовещенска с русскими специалистами.
Как говорится: "В добрый путь"!
Авторский текст и фото: Юрий Цветков