Найти тему
Александр Позин

Украина как пример кризиса международных организаций - 1

Оглавление

ООН в последнее время демонстрирует не только двойные стандарты, но вообще неспособность решить кризисные ситуации. Впору говорить о её полной недееспособности.

Началось это не вчера. Первый клин в мировую систему был забит, когда произошло поглощение Германской Демократической республики со стороны ФРГ. А крах Потсдамской мировой системы произошёл в 1991 г., когда был разрушен СССР. Югославия, Косово, Ирак... - все эти конфликты только подтверждали, что в новых мировых условиях ООН остаётся реликтом, который уже не функционирует, но является фиговым листком прикрытия тёмных дел для, прежде всего, США.

Минские соглашения, которые после принятия СБ ООН, являются частью законодательства Объединённых наций, динамятся. И нужно быть очень наивным человеком, чтобы верить в их выполнение. Ещё в 2014 г., когда они были заключены, Российская Федерация, будучи Председателем СБ ООН, не смогла даже добиться осуждения Совбезом беспринципного и хладнокровного убийства карателями киевской хунты наших военных журналистов! Обсуждение этого вопроса было заблокировано США.  Надо совсем не представлять механизм функционирования этой организации и расстановку сил на мировой арене, чтобы всерьёз ожидать, что наша страна сумеет добиться международного разрешения внутриукрайнского кризиса. А могло ли быть иначе? Давайте разберем реальные возможности такого исхода, а заодно повнимательнее присмотримся к возможностям и Совета Безопасности и самой ООН. А ведь многие эксперты всерьез надеялись на положительные сдвиги. И в принципе зададимся вопросом о долговечности систем мироустройства и насколько они помогали сохранить мир в условиях существования реальных противоречий межу странами.

История мировых систем

1. Вестфальский мир

Стоит понять, что любая международная организация – суть инструмент. Инструмент, при помощи которого мировое сообщество или группа стран стараются сохранить существующий status quo, существующий мировой порядок. Хотя бы поэтому ее не стоит абсолютизировать, поскольку миропорядок преходящ, это во-первых, а во-вторых как правило они создаются державами-победителями в минувшей войне для закрепления результатов этой победы.

За примерами далеко ходить не надо. Первая попытка установления мирового порядка получило название Вестфальской системы. Таковая установилась в Европе после Тридцатилетней войны в результате заключения Вестфальского мира 1648 года .

1648, Герард Терборх "Инаугурация Вестфальского Мира"
1648, Герард Терборх "Инаугурация Вестфальского Мира"

Значение этого мира огромно – он заложил концепцию современных дипломатических отношений, ввел принципы баланса сил и национального государственного суверенитета. Но сама Версальская система оказалась, увы, недолговечной. Державы-победительницы в Тридцатилетней войне Англия, Франция, Голландия и Швеция передрались между собой в Голландской войне 1672—1678 , причём недавно ставшая независимой Голландия выступила в союзе со своей бывшей митрополией Испанией. Окончательный крах Версальской системы произошел во время Войны за испанское наследство (1701—1714) .

2. "Священный союз"

Более фундаментальной попыткой установить прочный и вечный мировой порядок случился после победы над Наполеоном I на Венском конгрессе (1915) .

Жан Батист Изабе "Венский конгресс"
Жан Батист Изабе "Венский конгресс"

Это был Священный союз - союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Отечественная историческая наука почему-то все события оценивает с точки зрения идеи «прогресса» и «революции». Так и Священному союзу в исторических оценках была уготована участь «консервативного» и даже «реакционного», что совершенно не учитывает факта невероятной усталости европейских народов от той многолетней бойни, что называется «наполеоновской эпопеей». Так, например, во Всеобщей истории дипломатии сказано, что Священный союз –

сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись

(Всеобщая история дипломатии. — М. Эксмо, 2009. Гл. 6. От создания Священного союза до Июльской революции (1815—1830) (проф. А. В. Ефимов и акад. Е. В. Тарле)).

Хотя в Акте Священного союза содержаться положения достойные современного Устава ООН, конечно с поправкой на архаику политического языка и тогдашние реалии:

предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира. (...) единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго.

Закономерно, что революции в странах Европы сначала изрядно подточили крепость сего документа.  А противоречия между европейскими государствами, вылившиеся в Крымскую войну 1853—1856, свели на нет благие пожелания учредителей Союза.  Пример Священного союза лишний раз доказывает, что попытка любой консервации общественного и мирового развития с помощью союзов и организаций, какими бы благими пожеланиями она ни прикрывалась, обречена на неудачу.

3. Версальская мировая система , Лига Наций

Та же история и постигла детище Версальской мировой системы , Лигу Наций .

Подписание Версальского мирного договора.
Подписание Версальского мирного договора.

Победители в Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.) сконструировали послевоенное устройство мира под себя. А предшественница ООН, Лига Наций стала проводником интересов и влияния стран-победителей. Естественно, нашлись недовольные, проигравшие и обделенные. Нарастив мускулы, они приступили к реваншу. Собственно, неспособность предотвратить Вторую мировую войну, и стала причиной, по которой сия международная организация почила в бозе. Любое мироустройство и соответствующая ему система международных организаций несовершенна и некоторым образом несправедлива, поскольку построена в интересах, ведущих на тот момент, держав. Любое изменения баланса сил и обстановки в мире грозит сломом существующей системы, если она не реагирует на перемены.

4. Потсдамская мировая система, ещё называемую Ялтинской.

Заложена в 1945 г. державами-победительницами во II Мировой войне.

Главы Великобритании, СССР и США.
Главы Великобритании, СССР и США.

На Ялтинской (Крымской) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) была окончательно сформирована идеология и началась практическая реализация идеи новой международной организации – Организации Объединённых Наций. На переговорах в Ливадийском дворце был назван день её рождения – 25 апреля 1945 г.

В отличие от формально существовавшей Лиги Наций (упразднена в 1946 г.), ООН должна была стать по-настоящему дееспособной и авторитетной в том, что касалось предотвращения попыток каких бы то ни было агрессивных сил нарушить систему мироустройства и международно-правовую систему, заложенные на конференциях Большой тройки. В основу деятельности организации при решении кардинальных вопросов был положен принцип единогласия великих держав – постоянных членов Совета Безопасности, обладающих правом вето.

Происходившая 4-11 февраля в Крыму Конференция Глав Правительств Соединенных Штатов Америки, Великобритании и СССР пришла к следующим заключениям:
I. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Было решено:
1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;
2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:
a) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.;
b) те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином "присоединившиеся нации" имеется в виду 8 присоединившихся наций и Турция.) Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украину и Белоруссию;
3) что Правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с Правительством Китая и с Французским Временным Правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации.

Из Протокола работы Крымской конференции

Изменение сил в мире привело к полному параличу ООН.

Почему именно Украина - стала тем лакмусом, который показал несостоятельность ООН?

Необходимость создания новой архитектуры международной безопасности проистекает из того очевидного факта, что ООН – такое же детище Второй мировой войны, что и Лига Наций – Первой. Эта организация неплохо обслуживала мировое сообщество в условиях «холодной войны», когда шло противостояние двух систем. С 1991 года, когда был разрушен СССР, американцы попытались «приватизировать» ООН. Несмотря на подавляющее превосходство западных держав в Совбезе, приватизация не удалась во многом из-за консенсусного принятия решений постоянными представителями Совета Безопасности и наличия у России блокирующего права, так называемого «права вето». А это в свою очередь привело к неспособности ООН к разрешению международных конфликтов. США нашли выход простой как пробка, они просто стали игнорировать эту международную организацию. Создают коалицию, принимают решение и «айда пошел». Такой таранной стратегией они попытались развязать иракскую проблему. Вторая ловушка – вопрос трактовки решения, если резолюцию все же удавалось принять. Как с «бесполетной зоной» в Ливии.

Явное противоречие заложено и в самом Уставе ООН. В Главе I «Цели и принципы » в качестве основополагающих принципов сосуществования народов и государств мирно соседствуют если не взаимоисключающие, по весьма противоречивые положения. Судите сами. В Статье 1, где обозначены цели ООН провозглашается право наций на самоопределение:

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов,..

(Устав ООН, Гл. I, ст.1, п.2).

Принципы, на которых эта организация стремится строить свою деятельность, изложены в Статье 2 этой же главы. И как раз в ней задекларирован принцип территориальной целостности  государств:

Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций.

(Устав ООН, Гл. I, ст.2,п.4).

Как же разрешалось это противоречие? А четких критериев и нет! По-разному, как «карта ляжет». 26 июня 1945 года  подпись под Уставом ООН поставили представители 50 государств мира, а на настоящий момент в состав ООН входит 193 страны. Значит принцип территориальной целостности не соблюдался изначально! Кроме того, в мире достаточно и непризнанных держав, обладающих, тем не менее, всеми признаками суверенитета. В последнее время некая заокеанская держава  под кличкой «Дядя Сэм» захотела монополизировать за собой исключительные права на вынесение суждения о том, достоин тот или иной народа независимости, или же нет. Косово и Южный Судан – печальные примеры такой политики.

Новороссия
Новороссия

Из этого вытекает грустный, для восставшей от нацистского Киева Новоросии, вывод: мирным путем с помощью усилий мирового сообщества этот кризис не разрешить. Впереди много крови и только сами ДНР и ЛНР смогут добиться своего освобождения. Этот путь – горя, крови и слез – Новророссия вынуждена будет пройти самостоятельно, впрочем, и другие части разваливающейся Украйны тоже. В принципе, государство провозглашает себя само, а признание его – проблема уже мирового сообщества.

Украинский кризис с очевидностью показал неспособность, и даже бессилие ООН. И это уже не кулуарное шушуканье экспертов и политологов, серьезные разговоры политиков. Вот что говорит политолог и журналисту Виталий Третьяков:

...если я лично и чувствую свою безопасность, то только благодаря наличию у России армии и флота (а также РВСН), а не из-за какой-то "архитектуры международной безопасности". То, что меня не защитят ООН, НАТО и ОБСЕ, это понятно. Но и то, что меня (Россию) не защитят ОДКБ и ШОС, тоже очевидно. Нынешнее международное право - что дышло... А вертят им США... Я выступил с радикальными предложениями: 1) готовиться к исчезновению ООН; 2) России инициировать создание новой универсальной международной организации, которая будет формироваться по цивилизационно-континентальному принципу; 3) России начать выходить из-под юрисдикции англосаксонского международного права; 4) для стимулирования малых и средних стран, не оказывающих сегодня никакого влияния на мировую политику, России выйти из пары-тройки самых вредных для неё и бесполезных для мира международных организаций, например – ОБСЕ.

Председатель комитета Государственно Думы  по международным делам Алексей Пушков прогнозирует ухудшение ситуации вокруг соблюдения норм международного права:

Международное право объективно работает на нас, как системный ориентир. США будут подрывать международное право и дальше, это очевидно, - оно ограничивает использование вооруженные силы, оно ограничивает возможности интервенции», - говорил Пушков. «Мы вступаем в эпоху закономерного кризиса международного права. Украина является, я бы сказал, азбучным примером нарушения права. Нарушается абсолютно все. (...) Если бы любое другое государство использовало вооруженные силы против собственного населения, был бы неслыханный международный скандал. (...) Аресты журналистов, убийства журналистов - есть некие вялые протесты со стороны ОБСЕ, Совбез ООН был вынужден поддержать их. История с беженцами. У режима (на Украине) есть полный карт-бланш со стороны Запада.

Почему же на Западе не воспринимают наши аргументы? Используют политику «двойных стандартов».  И своими руками подрывают международное право?

Продолжение следует