С принятием христианства на Руси усилились влияние византийской культуры. Как считает доктор филологических наук И. Волков. «Русь не просто заимствовала высокоразвитое искусство Византии, но подхватила его, когда оно начало уже клониться к закату, и качественно обновила, обогатив собственной традицией». Начиная с XII в. на окладах икон и церковных книг преобладает повторяющийся изящный орнамент из хрупных цветов на вьющемся стебле. Подобные цветы встречаются в византийской и грузинской торевтике и в заставках рукописей. Вдохновить человека на создание таких украшении могла только природа. Очарованный ее красотой, он внимательно изучал и стремился использовать закономерности, лежащие в основе этой красоты. Из XII в. дошел до наших дней растительный орнамент в рельефах Дмитриевского собора во Владимире. Простейшая форма состоит из трех веток и постепенно усложняется — число ветвей доходит до тринадцати. Искусствоведы склонны истолковывать их как изображения «Древа жизни».
Изящным растительным орнаментом расписаны интерьеры сооружений Московскою Кремля (XV—XVI вв ). Одним из лучших произведений ювелирного искусства годуновского времени является «Потир» (Москва, 1597). Сосуд покрыт удивительно легким растительным орнаментом, виртуозно наведенным гравировкой и чернью, эта работа свидетельствует о высокой культуре использования растительного мотива в композиции и перекликается с росписью интерьеров палат Московского Кремля. Изысканность растительного орнамента восточных мастеров этого периода может проиллюстрировать хранящееся в Харьковском историческом музее (ХИМ) снаряжение русского воина XVI —XVII вв. Боевой шлем покрыт выбивным растительным орнаментом. С четырех сторон вставлены медальоны, на каждом из которых помещены композиции из цветов. В России в XVII в. основная масса жилых построек была деревянной. Единственный декор интерьера — резьба на дверных косяках, столбах и скамьях. Все формы исключительно целесообразны и художественно осмыслении.