Беляна — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в 19 – начале 20 вв.
Такие судна имели только один пункт назначения. Сплавляясь вниз по течению до Нижнего Новгорода, Астрахани или Волгограда (Царицын), по прибытии разбирались на лесоматериалы.
Длина корпуса достигала 100 метров, ширина — 25 метров, высота — 5 метров, грузоподъёмность — до 10 000 т.
Широко распространено мнение, что данный тип судна был так назван за отесанную поверхность и отсутствие насмоленных бортов.
Однако, есть и другая точка зрения. Многие судна носят название по реке, на которой они и были построены и применимы. Например, двинка на р. Двина; гусяна на р. Гусь; коломенка на р. Коломна. Вот и беляна могла получить свое название по р. Белая (приток Камы).
Какие же были особенности строения и использования белян? Рассмотрим ниже.
Сверху устанавливались дома-казёнки для рабочих, которые после разбора белян могли использоваться, как обычное жилье. Рабочие же возвращались обратно своим ходом.
На Ветлуге, Волге, Каме и Вятке приняты были размеры от 25 до 45 сажень, ширина составляла 1/4 от длины. Чем меньше беляна, тем она шире.
Сначала из длинных до 1,5 аршина (10,6м) бревен складывают "городки" - 4-х стенный сруб, но с неглубокими зарубами в углах. Высота этих срубов 2-2,5 аршина (1,4-1,7м), они нужны для удобства работы под днищем. На клети (срубы) укладывают "клади" - прямые бревна для основания настила днища. На днище употребляются располовиненные еловые бревна, т.к. они легче сосновых.
Главное в постройке белян - правильность ладов. Правильный лад - щель шириною в палец между пластинами днища.
Затем, желобьями (крупными бревнами около 7 вершков в диаметре (31,1см)) опоясывают днище. Когда днище готово, приступают к укладке копани (ель с корневым отростком) поперек днища от 4 до 6 шт. на сажень (2,1 м) корнями вверх попеременно к разным бортам (в разно-комелицу).
После, ставятся носовой и кормовой пыжи - крупные, здоровые бревна 10-12 и больше вершков толщины (44-53см) с прикорневой частью. Служат для соединения противоположных бортов. Кормовой служит для крепления руля, а носовой пыж - якорей. Вся настилка дополнительно крепится томарами (деревянными гвоздями). Отдельные элементы крепятся большими железными гвоздями: шпигри, костыли.
Костыли использовались ершёные, т.е. с зарубками (ерши), препятствующими гвоздю выйти из дерева.
Когда основание готово приступают к нашивке бортов. Берутся располовиненные обтесанные с двух сторон длинные бревна. Получались пластины толщиной 3-3,5 вершка (13,3-15,5 см). Ставились накурки - протесанные с двух сторон бревнышки толщиной 4-5 вершка (18-22см). Они образовывали ребра беляны, которые обшивались пластинами. Перед нашивкой последнего ряда кладут озды - пара нетолстых бревен, скрепляющая борта беляны между собою.
Беляны оснащались и приспособлениями для откачивания воды. По-большому счету это устройство тоже было деревянным. Проводилась пробивка или конопатка днища и бортов. Пряди пакли заколачивались чекмарем (деревянным молотом) до характерного звука и невозможности дальше проталкивать лебездой (широкое железное тупое долото) прядь.
Далее отмечается осадка судна: сажей, разведенной в льняном масле крупными цифрами пишутся аршины. Отдельно изготавливается руль и начинается опускание беляны посредством разбора клетей (срубов) под ней. На месте одной разобранной клети тут же строилась более низкая и так, пока не останутся в срединной части совсем низенькие клетки. Убирать их уже не было возможным в силу опасности для жизни рабочих.
Начинается загрузка беляны, которая ко всему прочему должна крепить ее. Выстраивается целая система пролетов - туннелей по дну судна. Делается это для возможности осуществить ремонт и устранить течь на борту.
Когда беляна загружена, устанавливается руль. Беляна снабжается сплавными припасами: лоты, якоря, необходимые снасти, дощаники (лодки из досок).
Покончив со сплавными приспособлениями служили молебен Николаю Чудотворцу, покровителю всех путешествующих по водам. На каждой беляне плывет приказчик, лоцман, водолив, несколько десятков бурлаков. До изобретения лота беляной могли управлять до 400 бурлаков с шестами для упора в берега, что часто приводило к неудачному сплаву, т.к. на сложных речных участках даже такому количеству человек притормозить, подчинить себе несущееся в быстром и извилистом течении судно невозможно.
Одним из небольших, но известных мест строительства белян было слияние рек Камы и Кондаса. На высокой горе и под ней раскинулась деревушка Усть-Кондас, где жил местный купец Кирьянов Ф.И. Он-то и занимался сбором этих судов на плотбище возле Усть-Кондаса.
Писатель и путешественник Мамин-Сибиряк Д.Н. в своих путевых очерках так описал увиденное:
« — Вон и Кондас, а там верст восемь подадимся вперед, и наш Орел, — говорил лоцман, указывая на правый берег. — На горке-то дом с зеленой крышей — это лесопромышленник Кирьянов живет. Он в Астрахань по лету белян до пяти сплавляет. Богатимый мужик — вся округа им кормится.
Кондас — красивый уголок. К реке выдвинулся крутой бугор, а на нем утвердилась хоромина местного богача. Самая деревня рассыпала свои домишки по берегу. Да и какая это деревня — всю-то ее взять да сложить в одну беляну. Под самой деревней Кама делает крутую излучину, в которую и впадает небольшая речонка.
Кондас, а вверх по течению разлегся большой остров. Одним словом, все условия для плотбища. Лежавшая на берегу недостроенная беляна служила вывеской засевшему на горе лесопромышленнику».
На Каме одна беляна стоила от 1800 до 3300 рублей.
Это список предметов, принятых на беляну купца Г.П.Гусева на поставку до села Орла от Степана Лебедева 14.07.1873 г.
На баржу шеймы становые отворотные (якорный канат) - 60
Якорь становой четверо рогой весу 78 (?)
Лит трехгранный весу – 90
Косяк лотовой толстый – 50
Косяк другой рубленый —
Сука становая (веревка от поплавка до якоря) торцы(?) отрублены
Косяк рысковой весу – 15
Косяк вроде разносных нетолстый
розности Склевкими (?)
Якорь рысковой двух лапый - 11к
Снастей билных б онапуга (?)
Блока чугуных 2 зболтами
Плита чугуная сбонарями здвимя
Две напарови (?) 3 котла в них две мышки
Гвозья статочнова 15 штук
Вишни боченков 5 штук
Два коробы (?) 1 яшык
Два воилока шубой (?)
По окончании сплава работники получали заработанные деньги и своим ходом на пароходе плыли обратно домой.
Беляна - это исключительно русский способ транспортировки лесоматериала, при том, что даже в 1911 году об этом виде суден нет сведений и в лесотехнической литературе. В силу ограниченного территориального использования белян технической литературы о них крайне мало.