В учительском сообществе поднимается паника. С сентября 2021 года вводится новая система аттестации учителей. Называться это будет Национальной системой учительского роста (НСУР). Туда входит очень много всего, в основном разного рода общих фраз, которые можно крутить, как будет выгодно, но некоторые пункты реформы просто вводят меня в ступор. Реформировать старую систему нужно безусловно, но Некоторые из решений выглядят просто аморально! Зачем усложнять и без того нелегкую жизнь педагога? Как нововведения смогут реально повлиять на качество преподавания?
Вижу один ответ: аттестоваться будет трудно и те, кто не смогут подтвердить или повысить квалификацию уйдут из школ. Останутся самые стойкие и обученные и качество образования резко пойдет в гору, за счет еще большего оттока учителей из профессии.
Сегодняшняя система аттестации действительно никуда не годится. Что в ней не устраивает учителей:
1. В разных регионах разные требования. Где-то надо давать открытые уроки, где-то нет.
2. Количество баллов, необходимое для прохождения аттестации везде разное. Где-то даже не афишируется. Зачем, если решение все-равно принимают "эксперты"?
3. "Эксперты" привносят в аттестацию элемент случайности. Могут не дать категорию, потому что им показалось, что урок не по ФГОС, или "они дали бы задание по-другому", учитель им может не понравиться, плохо говорит, или просто "ретроградный Меркурий". Ох, намучился я с ними в свое время.
4. Долгое и нудное заполнение формы аттестации с перечислением всех наград. Мы это делаем в электронном виде, и для того, чтобы страница с формой заполнения открылась иногда нужно ждать полчаса.
Но завтрашняя ничего из этих недостатков НЕ УБИРАЕТ, а наоборот добавляет! В чем же проблема?
1. Самое важное: помните Васильева говорила про ведущего и старшего учителя? Они все-таки будут! Вместе с первой и высшей категорией будут учитель, старший учитель и ведущий учитель. Каждый со своими НОВЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ. Предполагается, что чем выше квалификация и опыт, тем больше ответственность - учитель будет (пытаться) учить, старший - участвовать в конкурсах и мастер-классах, ведущий - наставничать молодых. Получается, ведущим быть лучше всего, так как молодых специалистов в школе "кот наплакал". А старшим не позавидуешь.
2. Молодые специалисты будут аттестовываться не через 3-4 года работы, а сразу по приходу в школу! Долго проработают, как считаете? Придут ли вообще, узнав о "трэше", который им предстоит?
3. Видеоролик. "Экспертам" нужно будет отправить видео урока или элемента урока, где показаны навыки. Опять же, это не убирает "человеческий фактор", а делает только хуже, так как с ними теперь не поговорить "глаза в глаза" и не объяснить, почему используется тот или иной прием.
4. Тестирование. Основная часть новой аттестации. Главное, чтобы не было как в 2018, когда всех учителей заставили проходить Всероссийское тестирование, где из 40 вопросов лишь 2 было по предмету, а остальные по расстоянию между партами и освещению.
5. Учитываются отзывы УЧЕНИКОВ и РОДИТЕЛЕЙ! То есть, каждый учитель после этой аттестации будет занесен в рейтинг, где будет бороться за высокое место с другими учителями, чтобы повысить квалификацию. Представляете в какое положение эти рейтинги ставят учителя? Нужно будет унижаться и выпрашивать хороший отзыв. И не ставить плохих оценок. И ругать нельзя. Только хвалить, тогда и рейтинги будут высокие. Это, наверное, должно повысить престиж профессии.
В довесок ко всему, нужно будет все-равно собирать портфолио и решать какие-то кластеры, или писать эссе.
Ну образование на этом, кажется всё, кончилось. Еще можно было бы "потрепыхаться", если бы зарплаты подняли. Раза в три. И не премии, зависящие от "хотелок" директора, а оклады. Но, это же думать надо, да и денег нет.
Спасибо! Подписывайтесь, ставьте лайки!