⇦ предыдущая часть
На днях донецкое окружное отделение донского епархиального училищного совета разослало отцам заведующим церковно-приходскими школами и школами грамоты циркулярное предложение следующего содержания: ″Донецкое окружное отделение, в заседании своём от 10-11 августа, слушало доклад донецкого окружного наблюдателя священника Василия Воскресенского о равномерном распределении жалованья учителям, по коему постановило, для пользы школьного дела учительское жалованье, отпускаемое из средств отделения, распределить равномерно между учителями, полагая вдвое больший оклад такового для учителей церковно-приходских школ, чем для их помощников и учителей школ грамоты. На предстоящие 4 учебных месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь) сего 1898 года до новой ассигновки средств на школьное дело по донецкому округу, имеющей быть к январю 1899 года, отделение полагает необходимым определить в жалованье: каждому учителю церковно-приходской школы, если он не член причта, по 15 рублей в месяц, или 60 рублей за первую учебную треть настоящего года, а каждому помощнику или учителю школы грамоты – 7 р. 50 коп в месяц или 30 рублей за треть учебного года″. Так как подобный размер жалованья учителям нужно признать недостаточным и так как псаломщикам-учителям за их труд вознаграждение совсем не назначается, за неимением средств в отделении, то последнее просит отцов заведующих прийти на помощь отделению изысканием средств на месте: а) там, где учителями состоят псаломщики, на вознаграждение особых церковников, которые бы заменили псаломщиков-учителей при отправлении приходских требований и будничных церковных служб; б) на добавочное жалованье всем учителям школ церковно-приходских, их помощникам и учителям школ грамоты по 2 р 50 коп. в месяц каждому или по 10 рублей за первую треть учебного года. Средства эти могут быть: церковные, по распоряжению епархиального начальства, до 50 рублей в год, если таковые окажутся; от приходских попечительств, от попечителей школ, от платы за обучение, если таковая взымается; от сбора пожертвований хлебом, где это окажется возможным; или из других каких-либо источников, какие для отцов заведующих окажется возможным изыскать. Если по местным средствам отцы заведующие найдут возможным оказать и большее пособие учителям, своим усердием и любовью к делу заслуживающих того, то отделение не оставит таких без особого своего внимания.
Сообщая о сём, отделение просит отцов заведующих прийти ему на помощь к изысканию средств на содержание учителей и о последующем уведомить оное″.
Мало же получают жалованья донецкие учителя! Разве ″хлебом″ доберут!
15 августа в здании окружного управления собрались 12 ″лучших людей″ округа, избранные станичными обществами, по одному от каждой из 12 станиц донецкого округа, в уполномоченные, для назначения из своей среды одного представителя от казачьего сословия в образованную по Высочайшему повелению, под председательством генерал-лейтенанта Маслаковца, комиссию для исследования причин, подрывающих хозяйственный быт донского казачьего войска и для изыскания мер к восстановлению его благосостояния.
Прежде чем приступить к выборам, уполномоченные обсуждали экономическое положение казаков вообще и их состаничников в частности, и лишь затем начались выборы представителя в комиссию. Избранным оказался – отставной полковник Усть-Белокалитвенской станицы Фёдор Ефимович Чернов, а кандидатом к нему – отставной войсковой старшина станицы Вёшенской Иван Егорович Филимонов. Выбрали их единогласно. Избрание г. Чернова представителем от казачьего сословия донецкого округа нельзя не приветствовать, так как он прекрасно знаком с округом, по причине своей служебной и общественной деятельности; он занимал должности донецкого окружного начальника и председателя донецкой окружной земской управы почти за всё время существования на Дону земства (земство просуществовало на Дону всего 6 лет с 1872 по 1882 год). Во время земской службы г. Чернов приобрёл репутацию твёрдого и честного земского деятеля и глубокого знатока экономического положения казачьего и крестьянского населения округа. Надо думать, что опытность Фёдора Ефимовича и знание им казачьих нужд ещё более усилились за последние годы, так как он, удалившись от дел, всё время проживал в одном из хуторов Усть-Белокалитвенской станицы, непосредственно соприкасаясь с казачеством.
Мы слышали, что, прежде чем ехать на заседание комиссии к назначенному для того времени, Фёдор Ефимович Чернов соберёт ряд статистических и иных данных, рисующих экономическое положение округа, для чего ознакомится с некоторыми делами местных окружных учреждений.
Представитель в комиссию от дворянского населения округа будет избран на чрезвычайном окружном дворянском собрании, созываемом в станице Каменской 17 сентября.
Некоторыми торговцами станицы Каменской на днях подана донецкому окружному атаману докладная записка следующего содержания: ″В апреле месяце прошлого 1896 года, по просьбе торгового общества станицы Каменской, каменским станичным сбором был постановлен общественный приговор, коим определено: для развития местной торговли и промышленности станицы Каменской, при затруднительном получении ссуды денег в кредит частными лицами, ходатайствовать перед кем следует о разрешении земельным банкам выдавать в ссуду деньги под залог недвижимых имуществ, находящихся в станице Каменской и принадлежащих гражданам и обывателям этой станицы, а также о принятии каменных домов с другими постройками в залог от жителей станицы Каменской, при взятии ими подрядов от казны, на тех же началах и основаниях, на которых земельными банками принимаются в залог постройки и недвижимые имущества от жителей Новочеркасска и станицы Аксайской и на которых принимаются каменные дома с постройками при отдаче казённых подрядов в сказанных местностях″.
Далее торговцы, сообщая, что им до настоящего времени ничего не известно о результатах их ходатайства, просят содействия окружного атамана в подлежащих сферах о разрешении дела, ″столь полезного и важного в материальном отношении как для них, подателей докладной записки, так и вообще для жителей станицы″, - причём ″льстят себя надеждой, что просьба их будет уважена, и ожидаемое и желанное для всех разрешение в скором времени воспоследствует в законодательном порядке″.
Вопрос для нас действительно назревший!
Малороссийских трупп за последние годы появилось, как грибов после дождя. На днях к нам, в станицу, приехали ″малороссы″, под управлением и режиссёрством какого-то С. А. Скибы. Состав труппы довольно многочисленный: дают спектакли малороссы на дрянной сцене ″Семейного сада″. А жаль! Если судить по первому спектаклю (неизбежная ″Наталка-Полтавка″), то товарищество Скибы, хотя, само собою, и не блещет талантами, но всё же представляет собой нечто более высокое, чем бродячие труппы, которые обыкновенно, время от времени, посещают Каменск. К тому же, военным воспрещён вход в ″Семейный сад″, и, таким образом, благодаря неудачному выбору труппой места для представлений, целый класс обывателей (офицеры и военные чиновники) лишён возможности созерцать малороссийские раздирательные мелодрамы.
1898 год.
⇦ предыдущая часть | продолжение ⇨
Навигатор ← Каменск-Шахтинский