Найти тему
Апофеoз

Советские танки против японских пикапов.

Африканский континент. 1960 год. Какие ассоциации сразу же появляются у вас в голове при прочтении этих слов? Полагаю, что люди, которые помнят то время или поверхностно изучили исторический период, связанный с падением колониальных режимов, сразу же подумали про «год Африки».

Для тех, кто проспал шестьдесят с небольшим лет, напоминаем, что именно в этот год независимость получили 17 государств черного континента, а в дальнейшем число суверенных стран только увеличивалось.

Как показала практика, появление на свет новоиспеченных государственных образований несёт за собой определенную череду событий: в бывших колониальных землях, где большинство стран являются аграрными, немногочисленные промышленные центры остались в руках предпринимателей из бывших метрополий; а о демократических институтах известно только из племенных собраний. Такими событиями, как правило, являются: череда гражданских войн, геноциды местных народов, непрекращающиеся государственные перевороты, и приход к власти разных диктаторов. К последним мы можем отнести всеми известного и ныне покойного Муаммара Каддафи, пришедшего к власти в Ливии в 1969 году после государственного переворота, который был организован преимущественно офицерами армии, придерживающихся левых и панарабских идей. Можно сказать, что панарабизм левого толка был определенным трендом в Северной Африке (да и на Аравийском полуострове) в 60-х годах, но сейчас не об этом.

Муамар и его сподвижники стабилизировали обстановку внутри государства ливийского, и помимо идеи объединения всех арабов под единым флагом Джамахирии, взяли курс на активную милитаризацию, в связи с радикальной антиимпериалистической позицией (хотя это и так являлось частью политической программы «Зеленой книги») гордой африканской республики.

На новоиспеченных антиимпериалистов-панарабистов, естественно, обратил внимание Советский Союз. В обмен на лояльность в довольно неспокойном регионе, СССР посильно помог странноватым ливийским товарищам с вооружением и техникой, а так же советскими военными и гражданскими специалистами. Муамар с товарищами, конечно, остались довольны, однако братской советской помощи для стратегической экспансии в регионе было категорически мало. Так как у Ливии имелись определенные территориальные претензии на сто километровую приграничную полосу Азузу к своему южному соседу – Чаду, который расположился преимущественно на территории пустыни Сахара. Конечно, на первый взгляд кроме огромного количества песка на этой территории ничего не было. Однако, по слухам, распространенным в 70-е, там были обнаружены залежи урана, необходимые молодой ливийской республике для своего атомного проекта.

С 1965 года в Чаде шла гражданская война. Ливия активно принимала в ней участие, по средствам поддержки одной из сторон, которая выступала против французского влияния в стране. Против правительства Нджамены выступал Фронт национального освобождения Чада (сокр. ФРОЛИНА), который управлял государством с 1978 по 1982 годы. Каддафи активно поддерживал ФРОЛИНА и регулярно устраивал военные интервенции в охваченную войной страной. Самое продолжительное и многочисленное вмешательство ливийских войск началось с 83-го года, после ухода Фронта национального освобождения в партизанскую войну. И что же может быть лучше, чем маленькая победоносная война против бывшей французской колонии?

Вчерашние колонизаторы сохраняли огромное влияние в Чаде, и победа над ними овеяла бы Ливию и самого Каддафи ореолом борца с проклятыми империалистами, собирателя земель ливийских, и возможно освободителя народа чадского.

Контингент интервентов, введённый на линию Азузу, насчитывал около 8000 тысяч военнослужащих, 300 единиц бронетехники, несколько единиц реактивных систем залпового огня, вертолеты Ми-24 и около 30 боевых самолетов. Эти силы не были объединены в единую группировку войск: они были разделены на Оперативную группу «Юг» (принимавшей участие в боях в Тибести, 2500 солдат) и Оперативную группу «Восток», (воевавшей, главным образом, в Файя-Ларжо). Так же в состав ливийского контингента, помимо регулярных частей ВС Джамахирии, входили части т.н. Исламского легиона и добровольцы-арабы из Организации освобождения Палестины.

-2

Чад мог противопоставить такой силе лишь раздробленные пехотные подразделения с устаревшим вооружением, несколько противотанковых и противовоздушных орудий на всю армию. Казалось бы, что могло пойти не так в делах по наведению народного порядка по средствам ливийских войск в неспокойном Чаде? Осталось только ещё раз помочь ФРОЛИНА прийти к власти, и можно было аннексировать линию Азузу, а может даже и создать объединенное с Чадом государство на зло французским империалистами.

Однако к 1987 году в Сахаре ливийцы потеряли поддержку ФРОЛИНА вследствие заключения перемирия между правительством Чада и Ливией. Многочисленный ливийский контингент, оснащенный относительно свежей советской и восточноевропейской (чехословацкой, гдровской) техникой, стал напоминать цепочку изолированных островов в океане песка.

В этом же году французы предоставили правительству Чада изящную военную помощь: они обеспечили чадским войскам поддержку с воздуха и предоставили 400 пикапов Toyota Hilux , часть из которых была оснащена крупнокалиберными пулемётами, а часть ПТРК «Милан». Французы, предложившие чадским войскам такое необычное средство ведения войны, по всей видимости вдохновлялись опытом русских тачанок и мобильных групп британской SAS во времена Второй мировой войны.

-3

Первом ударом новоиспеченных «механизированных» частей Чада стала база связи в Файя-Ларжо, охрану которой осуществляла 2000 ливийская группировка, оснащенная советской бронетехникой (танки Т-55 и БМП-1). Пока французы обеспечивали господство в воздухе, чадские «тачанки» ворвались на позиции ливийских войск. В ходе боя, ВС Джамахирии понесли внушительные потери, после чего начали беспорядочно отступать. Важнейший пункт связи в бескрайней пустыне был захвачен, ливийские войска дезорганизованы, а Тойоты устремлялись в бескрайнюю даль обгоняя закат.

Казалось бы – победа, но чадские войска решили развить свой успех. Они шли на рискованный шаг, ибо следующей целью неуловимых Тойот должна была стать авиабаза на территории Ливии, с которой и осуществлялась основная поддержка войск неприятеля с воздуха. Этот шаг был рискованным из-за того, что данная часть операция проводилась без поддержки французских ВВС, так как они не согласились нарушать воздушное пространство соседнего государства.

-4

Спустя неделю вялотекущих боев на чадско-ливийском пограничье пришло время для следующего удара. Под покровом ночи Тойоты армии Чада пересекли границу и выдвинулись в направлении авиабазы Маатен Аль-Сарра. Гарнизон ливийской авиабазы составлял около 2500 военнослужащих и приблизительно 100 единиц бронетехники. Превосходство в численности и огневой мощи снова были не на стороне «налетчиков» на Тойотах, но фактор внезапности и неожиданности сыграл свою роль. Военнослужащие авиабазы и подумать не могли, что находясь на территории Ливии, могут быть подвержены нападению со стороны отсталых южных соседей. Однако, войска Джамахирии спустя пару часов интенсивного боя спешно бросили свои позиции и спасаясь бегством, оставили на произвол судьбы боевые самолеты и вертолеты.

Итоги боя оказались неутешительными: выведенная из строя взлетно-посадочная полоса, уничтоженные базировавшиеся на ней боевые самолеты L -39 и вертолеты Ми-24 – всего 28 единиц, около 1700 ливийцев были убиты и ранены. Так же они потеряли всю бронетехнику, осуществлявшую охрану авиабазы. Чад в этом бою потерял 65 человек и несколько Тойот.

Наверное, спустя несколько дней после этого «побоища», министр обороны и глава МИДа Ливийской Джамахирии на совещании с Муамаром могли сказать только одно: «Это фиаско, братан!». Действительно, положение ливийских войск в регионе стало катастрофично. Оставшиеся на линии Азузу подразделения были разобщены, дезорганизованы, лишены поддержки с воздуха и отрезаны от линий снабжений. Чтобы избежать полного разгрома оставшихся частей, правительству Каддафи пришлось пойти на дальнейшие переговоры с правительством Чада. Война была выиграна нищим и отсталым африканским аутсайдером, а военный престиж (и значительная часть бронетехники, авиапарка) Ливийской республики был полностью уничтожен. После этого поражения режим Каддафи навсегда оставил планы об открытой военной экспансии в регионе.

-5

Как нам кажется, главным победителем в этой войне стали не лидеры Чада, а именно японские пикапы, завоевавшие ещё больший интерес и признание с точки зрения военного применения. На момент восьмидесятых годов Тойоты уже активно применялись не только на африканских ТВД. В Афганистане ими успешно пользовались как и моджахеды, так и советские разведгруппы. В дальнейшим, уже в 21 веке, данный вид автомобилей стал, наверное, одним из главнейших видов ВВТ в локальных конфликтах на территории Африки и Ближнего востока. Во многом этому послужил и оглушительный успех «Войны Тойот», которому и была посвящена эта заметка.

А что думаете Вы о финальном этапе чадско-ливийского конфликта? Действительно ли сами Тойоты сыграли в нём такую большую роль или же на первом месте была французская авиация и разведка? Пишите своё мнение в комментариях!